Шведы повернули в регионы. Vireo Energy отказалась от полигона Новоселки в Петербурге

Автор фото: Kinnevik AB
Амелия Фоссет, председатель инвестфонда Kinnevik AB

Шведские владельцы первой электростанции на газе с мусорного полигона собираются развивать бизнес за пределами Петербурга: под Москвой строить выгоднее, чем бороться за доступ к Новоселкам.

Петербургская группа "Вирео Энерджи" собирается вложить около 1,2 млрд рублей в три проекта: строительство второй очереди электростанции на полигоне отходов Новый Свет в Ленобласти, станции на полигоне под Екатеринбургом и, возможно, под Москвой.
Сейчас "Вирео Энерджи" управляет единственной в России электростанцией, преобразующей свалочный газ в энергию. Станция мощностью 2,4 МВт работает с 2015 года. "Вирео Энерджи" — "дочка" шведской Vireo Energy AB, подконтрольной инвестфонду Kinnevik AB. Фонд несколько лет владел в России крупными долями в сотовом операторе Tele2, газете Metro и сайте Avito. Его выручка за 2017 год — 1,9 млрд евро.
Управляющее электростанцией на Новом Свете ООО "Вирео Энерджи" пока генерирует лишь убытки: 24 млн рублей при выручке 34 млн рублей за 2017 год. Первая очередь электростанции (две установки по 1,2 МВт) обошлись примерно в 340 млн рублей, говорят в компании. Вторая очередь должна включать еще две установки такой же мощности и стоить около 300 млн рублей.
Сейчас на полигоне Новый Cвет площадью 26 га готовят стройплощадку. "Рассчитываем кроме отдаваемой в общую сеть электроэнергии получать тепло для наших нужд", — говорят на полигоне.
"Вирео Энерджи" планирует в течение 15 лет вернуть большую долю вложений: 277 млн рублей за первую очередь и еще столько же за вторую. Возврат инвестиций обеспечен высокой стоимостью свалочного электричества — 96 тыс. рублей за 1 кВт установленной мощности. Эта стоимость рассчитана исходя из необходимой валовой выручки "Вирео", основанной на методических указаниях Федеральной службы по тарифам.
Можно отметить, что традиционные источники энергии обходятся значительно дешевле — около 35 тыс. рублей за 1 кВт мощности для газовых электростанций и примерно 50 тыс. рублей для угольных.

"Нам надоело, и мы ушли"

На тех же условиях компания "Вирео Энерджи" с 2012 года пыталась зайти на полигон Новоселки и даже в 2013–2016 годах платила за аренду участка, выигранного для целей размещения станции дегазации. Но власти города отвергли проект, сетуют в компании, ссылаясь на инвестсоглашение с другим инвестором — австрийско–швейцарским АО "ТДФ Экотех СПб".
"В какой–то момент нам надоело писать запросы, и мы ушли. Не видим смысла сотрудничать с городом", — говорит гендиректор ООО "Холдинговая компания "Вирео Энерджи" Алексей Ющук.
Вместо этого компания собирается за полгода построить станцию на самой большой свалке Екатеринбурга — Широкореченском полигоне (41 га). Также она ведет переговоры с властями Московской области, чтобы выйти на один из местных полигонов. В более отдаленных планах — еще несколько крупных регионов.
Подобный бизнес Vireo Energy AB развивает в Польше, Румынии, Белоруссии и Индии. "Хотели зайти в Эстонию, но там кончился свалочный газ", — рассказывает Алексей Ющук.
"У "Вирео" есть перспективы расширяться в Подмосковье: на фоне выступлений против свалок власти вложили 500 млн рублей в дегазацию скандального полигона Ядрово, — рассуждает один из участников петербургского рынка работы с отходами. — Шведы предлагают тратить свои деньги, это привлекательная модель". Однако, говорит эксперт, Kinnevik придется конкурировать с близкими чиновникам компаниям, которым власти Москвы уже пообещали 3 млрд рублей ежегодно на рекультивацию полигонов.

Экология или деньги

В самой "Вирео Энерджи" говорят, что убытки не смущают шведских владельцев: "Холдингу важно показывать низкий объем СО2, отдаваемый предприятиями инвестгруппы в атмосферу, а бизнес по переработке свалочного газа сильно улучшает показатели".
Эксперты полагают, что на самом деле шведские владельцы просто играют в долгую. "Vireo Energy AB рассчитывает активной деятельностью побудить российские власти ввести аналог договоров предоставления мощности (ДПМ), — уверен начальник аналитического отдела петербургской инвесткомпании "ЛенМонтажСтрой" Дмитрий Кумановский. — Чтобы за присоединенные мощности платили сетевые компании. ДПМ дают 12%–ный годовой прирост прибыли, что совсем неплохо. Кроме того, компания явно рассчитывает стать единственным поставщиком новой зеленой технологии. Договоры лицензирования и прямой поставки оборудования тоже могут приносить миллиарды".