Бенефициары госзаказа — не только друзья госчиновников

 

Вусловиях, когда государство занимает все больше места в экономике, госзаказ может стать спасением для целых отраслей.
Чрезмерная, а главное систематическая близость к государственной машине всегда наводит на недобрые подозрения. Взять хотя бы третий номер рейтинга, "Комбинат питания "Конкорд" Евгения Пригожина — предприятие исключительной степени информационной закрытости. Еще не забылись расследования о других победах известного ресторатора, и вот — новая сфера. Теперь петербургское пищевое подразделение "Конкорда" будет кормить несколько десятков российских школ, зарабатывая на этом сотни миллионов рублей. Возможно, это и неплохо. Президенту России, говорят, нравится, как готовит Пригожин…
Вопросы вызывали и гигантские подряды петербургского налогоплательщика — компании "Редсис", которая занимается производством и поставками компьютеров. В свое время фирма очень приглянулась Пенсионному фонду и с тех пор регулярно выигрывает миллиардные заказы его IT–подразделения. В конце 2016 года фирма перешла под контроль кипрского офшора, но это не помешало успешно выходить на аукционы. И ведь тоже не грех, но все предстает иначе на фоне низкой эффективности Пенсионного фонда и разговоров о необходимости повышения пенсионного возраста.
Все это отнюдь не отменяет того факта, что целые отрасли сегодня получают необходимую поддержку именно за счет государственного заказа. Например, фармацевты — для них это возможность вернуть инвестиции, для страны — получить недорогие лекарства. Весь кластер для того и создавался, чтобы российские клиники получили наконец дешевые и качественные российские лекарства, которые закупаются, естественно, по ФЗ–44.
Или еще один традиционный фаворит госзаказа — судостроение. У отрасли очень высокий мультипликативный эффект, так что на каждый рубль, вложенный государством, экономика получает 6 рублей произведенной продукции.
Поэтому главное — обеспечить прозрачность. Тем приятнее, что в 2017 году победителем нашей номинации стала компания максимально публичная и технологичная. Это дает надежду, что госзакупки вполне могут быть стимулом для честного роста, а не синонимом легкого обогащения.