Центр притяжения

Автопром восстанавливается, пищевая и фармацевтическая промышленности продолжают расти. Но даже в этих отраслях многие компании закончили 2017 год падением выручки.

Петербург — это половина промышленности Северо–Запада. Без всяких преувеличений. И эта половина в прошедшем году чувствовала себя неплохо: производство удалось увеличить сразу на 5,5%. Тенденция устойчивая, по крайней мере в этом году рост продолжился и опережает среднероссийские показатели (+3,5%).

Рост на колесах

Главным трендом года стало бурное восстановление автокластера. Петербург не мог его не почувствовать, ведь после нефтяной это крупнейшая отрасль в городе по объему отгруженной продукции (364,5 млрд рублей). В 2015–2016 годах рынок сокращался, но в 2017–м производители дождались у моря погоды: рост производства товаров в сфере "автотранспортные средства и прицепы" составил сразу 18,4%.
Сопоставимый рост выручки показали и крупнейшие компании. У Hyundai показатель вырос почти на 30%, у завода Nissan — почти на 10%. Очень заметно выросла выручка и у производителей комплектующих, что говорит о продолжении процесса локализации. Так, компания "Мобис Модуль СНГ", производитель комплектующих для завода Hyundai, смогла нарастить поставки на 60%.
Важно, что и в 2018 году тенденция сохраняется. За первое полугодие производство в кластере выросло сразу на 11,5%. Произведенные в Петербурге автомобили отлично уходят на экспорт (тот же Hyundai ежегодно поставляет за рубеж продукции на 4 млрд рублей), но и городской спрос тоже не отстает: в городе с начала 2018 года продано на 20% больше автомобилей.

Истощенные импортозамещением

Пищевая промышленность остается второй по объемам производимой продукции, если не считать нефтепродукты. Хотя тенденция на импортозамещение явно истощается. Да, в 2017 году удалось показать прирост 5,3%, но на фоне 2016 года, когда производство выросло на четверть, цифры выглядят довольно скромно.
Крупнейшие компании не смогли похвастаться хорошими продажами. Так, АО "Мултон" сократило объемы производства на 5 млрд рублей — до 32,7 млрд рублей. ООО "Фацер" сократило выручку на 4 млрд рублей, до 14,3 млрд рублей. ООО "Ригли" смогло продать жвачки на 3,5 млрд рублей меньше (18,8 млрд рублей). Продолжается кризис и в сфере пивоварения. Все крупнейшие игроки рынка ("Балтика", Carlsberg, Heineken) сократили выручку на 10–20%. Не был удачным год и для ЗАО "Игристые вина": оборот компании сократился почти на треть.
Впрочем, есть фирмы, которым удалось значительно (иногда в разы) нарастить выручку. Среди них "Комбинат питания Конкорд" Евгения Пригожина, за счет поставок в школы сумевший увеличить выручку на 30%, до 7,7 млрд рублей. Также несколько заводов, занимающихся рыбой и консервами: ОАО "Рок–1" (переработка рыбы — рост на 8%, до 6,3 млрд рублей), ТД "Балтийский берег" (рост выручки с 1,2 млрд до 6,1 млрд рублей), мясоперерабатывающий комбинат "Фортуна" (рост с 2,2 млрд до 5,1 млрд рублей).

Фармацевты смотрят в будущее

Другой серьезный бенефициар процессов импортозамещения — фармкластер. Ситуация здесь похожа. Если в 2016 году отрасль взлетела на 27,6%, то в 2017–м ограничилась ростом на скромные 5%. Лидер рынка "Биокад" смог увеличить выручку на 9%, до 12,5 млрд рублей. "Вертекс" — на 32%, до 5,9 млрд рублей. Оборот компании "Полисан" увеличился на 5,5%, до 5,4 млрд рублей.
Важно подчеркнуть, что фармацевты остаются активными инвесторами. В анкетах, присланных в редакцию "ДП", все компании анонсировали миллиардные инвестиции в развитие.

Шито белыми нитками

Судостроение в 2017 году показало разнонаправленную динамику. Адмиралтейские верфи, например, серьезно сократили выручку. Северная верфь увеличила ее на 41%, но компания остается убыточной. Балтийский завод, хотя и завершил реорганизацию, похоже, так и не получит заказ на крупнейший атомный ледокол "Лидер": в июле стало известно, что он уходит на Дальний Восток.
Одной из самых слабых отраслей остается легкая промышленность. Пока что предприятиям не удается цифрами доказать состоятельность концепции Петербурга как модной столицы. Выручка падает, а доля текстильной продукции в общем объеме ничтожно мала: вместо некогда богатых фабрик теперь одни лофты да творческие пространства.
С другой стороны, на дворе четвертая промышленная революция. И как знать, может, именно в этих лофтах креативный класс закладывает идеи для нового промышленного рывка…