Креативная реновация

Одна из ключевых тенденций развития Петербурга сегодня — преобразование серого пояса. Предприятия переезжают за город, а на месте цехов появляются дома, коммерческая недвижимость и культурные пространства.

Ревитализация серого пояса — процесс не быстрый. По данным комитета по промышленной политике и инновациям, в 2013 году под промышленность в черте города было занято 19 тыс. га, на данный момент 6 тыс. га из этой территории уже изменили свой функционал, несмотря на то что переехали всего около 50 предприятий.
Это обусловлено тем, что сейчас редевелопмент — это уже не просто вывод действующих промышленных предприятий за городскую черту, но и оптимизация их территорий. Таким образом, площадки приобретают новый функционал, в том числе не связанный с промышленностью.
Освобождающиеся от промышленных предприятий территории чаще всего застраиваются жильем, коммерческой недвижимостью — сейчас почти четверть жилых комплексов возводится на землях бывших промышленных предприятий. Это логично, так как в центральных районах свободной земли почти нет, и девелоперы охотно использовали появлявшийся ресурс.

Площадка для развития

Существуют и альтернативные, нетривиальные варианты приспособления освободившихся площадок. Например, создание культурно–деловых пространств — развивающаяся в России тенденция, в которой особенно заинтересован малый бизнес.
Вариантов размещения для малого бизнеса может быть несколько. Так, открытие собственной точки, без привязки к торговому или деловому центру, подходит только при условии того, что арендатор уверен в высоком потоке клиентов — иначе даже при невысокой стоимости аренды окупить проект не получится.
Второй вариант — создание точки в рамках торгово–развлекательного центра. В этом случае проблема с проходимостью почти отпадает, однако из–за высокой стоимости аренды, отсутствия узнаваемости бренда и ресурсов на маркетинг такая стратегия не подходит многим начинающим свой путь компаниям.
Третий вариант — размещение в культурно–деловых пространствах. Невысокая арендная ставка, возможности для развития бизнеса, маркетинговая поддержка — преимущества подобных развивающихся площадок.
Размещая бизнес в общественном пространстве, предприниматели участвуют в мероприятиях, создают коллаборации с другими резидентами и генерируют события в партнерстве с самой площадкой — это становится возможным благодаря тому, что общественные пространства самостоятельно выбирают резидентов в соответствии с общей концепцией.
Если проект создается не как сборная солянка из разноплановых арендаторов, а по последовательной стратегии, то и резиденты, появляющиеся на площадке, не противоречат друг другу, а взаимодополняют. Это также дает возможность участия в мероприятиях, проводимых в пространстве, иногда даже параллельно с ведущимися ремонтными работами.

Общественный интерес

За последние несколько лет в центре Москвы почти не осталось производственной деятельности. Зато освободившиеся площади активно используют для создания креативных пространств и культурно–деловых центров.
В Петербурге до недавнего времени подобными примерами были только "Этажи" и "Ткачи", но сейчас участники рынка отмечают рост интереса предприятий к этому направлению.
По словам управляющего партнера компании Miles&Yards Артема Кардаша, после релокации может быть несколько вариантов развития площадки. "Когда "Севкабель" модернизировал производство, освободилось около 20% территории, — отмечает он, — была возможность или сдавать под офисы низкого класса и склады, ничего не меняя, или улучшить актив и придумать ему новое назначение".
Завод выбрал вторую стратегию развития и на освободившейся площади начал создавать общественное пространство "Порт Севкабель".
В целом сейчас участники рынка отмечают, что активность в направлении создания креативных пространств высокая. Возможно, это связано с тем, что потребность малого бизнеса в подобных площадках растет с каждым годом. В отличие от крупных торгово–развлекательных комплексов и деловых центров, такие пространства, как "Порт Севкабель", предоставляют больше возможностей для малого бизнеса.
"Для "Порта Севкабель" мы выбрали адаптивный способ развития, поэтому, находясь в процессе ремонта своих помещений, резиденты могут участвовать в событиях проекта, — рассказывает Артем Кардаш, — например, представители ресторанной сферы регулярно ставят pop–up кафе на выставках и фестивалях, а владельцы мастерских помогают с оборудованием и декором мероприятий. Таким образом, по его словам, пока резиденты еще готовятся к открытию, у них уже появляется своя аудитория из посетителей пространства. Их узнают, и им автоматически доверяют из–за симпатии к месту, в котором они планируют открыться.
А глядя на один из успешных подобных проектов преобразования территории, и другие предприятия Петербурга, планирующие вывод производственных мощностей, будут рассматривать создание культурно–делового пространства как один из возможных путей развития..