В кругу западных партнеров

Оторванный от страны на 350 км, Калининград остается крупным промышленным центром, развивающимся в самом сердце Европы. Секрет — в налоговых льготах и кооперации с соседями.

У Калининградской промышленности два локомотива. Первый — производство автомобилей (оборот 180,6 млрд рублей). Сейчас рынок растет, но рост этот восстановительный. В 2015–2016 гг. из–за кризиса и болезненного развода с General Motors выпуск продукции у компании "Автотор" рухнул с 244 до 92–93 тыс. штук, и только сейчас его удалось вернуть к 144 тыс. В текущем году цифру обещали увеличить еще на 30–40%.
Второй локомотив — пищевка, оборот которой оценивается в 158 млрд рублей. Причем к трехзначным цифрам статистики привыкли не так давно, еще 4 года назад показатель был в 2 раза меньше. Правда, этот год пищевые компании проводят без улыбки — сложностей добавила и система "Меркурий", и африканская чума свиней. Крупнейший пищевой холдинг "Агроторг" (выручка 52,6 млрд рублей) сильно не пострадал, там производят продукцию из овощей. А вот "Правдинское свинопроизводство", обеспечивавшее 80% поставок на рынок региона, сейчас проводит активные консультации с администрацией. Эксперты оценивают потенциал роста цен в 30%.
В Калининграде есть нефть (местный "ЛУКОЙЛ–КМН" показал выручку 15,6 млрд рублей), но ценен он крупнейшим в мире месторождением янтаря. Редкий случай, когда недра служат народу, ну, или, точнее, Ростеху. Всю добычу контролирует переданный госкорпорации Калининградский янтарный комбинат, причем за 2017 год он смог утроить выручку до 3,9 млрд рублей. Причем все наглядно — в регионе янтарными лавками забит каждый свободный угол.
Прусское "Кёнигсберг" здесь слышно часто. Жители на выходные ездят в Европу, а не в Москву, А бизнес еще в 90–х свыкся с необходимостью закупать у наших европейских партнеров основное сырье. Ухудшение отношений с Западом и девальвация рубля, конечно, развитию бизнеса не способствовали, импорт упал двукратно (5,8 млрд рублей в 2016 году), экспорт — трехкратно (до 1,2 млрд рублей). Федеральный центр в сложных условиях жадничать не стал. Еще в 2006 году на территории региона была создана особая экономическая зона с целым рядом таможенных, налоговых и административных преференций. Теперь ее действие продлено до 2045 года.
"Судя по всему, определенных успехов с помощью этих мер добились: Калининградская область улучшает свои позиции в рейтингах инвестиционного климата (в 2018 году впервые вошла в топ–15). Кроме того, за истекший период 2018 года в ОЭЗ появилось около 50 новых резидентов, что является рекордом для региона", — говорит Александр Пахалов, руководитель проекта "Рейтинги регионов России" Национального рейтингового агентства. Кстати, возможности льготного режима собираются использовать и для создания нового круиза Калининград — Петербург.
Грузо–пассажирский терминал к 2020 году должен появиться в городе Пионерск (40 км от Калининграда). Для промышленности региона, может, и не самая важная новость, а вот сектор услуг точно станет богаче.