Доходная уборка. Как запустить клининговую компанию за пять шагов

Автор фото: Сергей Ермохин

Предприниматели Илья Брагин и Андрей Исаков 2,5 года назад открыли клининговую компанию под названием "H2O" и разместили рекламу на Avito. На закупку инвентаря для уборки они потратили 7 тыс. рублей. Сейчас выручка компании достигла 2 млн рублей в месяц.

В то время Андрей Исаков учился в экономическом университете, Илья Брагин получал образование в архитектурном колледже. Молодые люди искали нишу для создания бизнеса, барьеры входа на рынок услуг по уборке помещений показались невысокими. "У нас не было опыта, зато было огромное желание начать свое дело. Решили закинуть удочку и разместили объявление в Интернете, ни на что особо не надеясь", — говорит Андрей. На следующий день предприниматели получили первый отклик. Заказчик попросил выслать реквизиты. Стало понятно, что для работы необходимо зарегистрировать предприятие.

Пойдут заказы

Спустя несколько дней Илья напечатал объявления и расклеил в подъездах домов Центрального района. "Мы ждали: вот сейчас пойдут заказы! — смеется Илья. — Позвонила женщина, сказала, что хочет устроиться к нам, опыт работы у нее был. Листовки оказались неэффективным каналом продвижения: первые заказы начали поступать от знакомых. Также продолжали звонить клиенты, которые нашли объявление на Avito".
Илья и Андрей приобрели в "Ленте" минимальный набор для уборки: флаундеры (швабры), ведра, тряпки, бытовую химию. Сейчас все необходимое закупается в специализированных магазинах, на обновление инвентаря и расходных материалов уходит до 50 тыс. рублей в месяц.
Предприниматели заказали сайт и настройку контекстной рекламы, затем арендовали комнату в коммунальной квартире в центре города, обставили ее и превратили в офис. Основатели компании не имеют постоянного штата сотрудников, а привлекают персонал по мере необходимости: на аутсорсинге работает около 60 человек. Все они проходят обучение: как общаться с клиентом, в какой последовательности производить уборку, как пользоваться оборудованием.

Ставка на персонал

Предприниматели считают, что люди — главная составляющая успеха компании. Учредители лично обучают новеньких, проводят общие тренинги, дарят им подарки. "Как–то вечером поступила заявка, к полуночи требовалось предоставить 50 человек для уборки большой площади. Спросили: сможем ли мы собрать людей за такой короткий срок? Мы смогли", — рассказывает Андрей.
Сейчас преимущество компании состоит в гибкости и быстром реагировании на заказы, считают предприниматели. "Также очень важно качество услуг. Мы набили шишки и отработали процесс, включающий обязательный контроль качества выполненной уборки", — говорит Андрей. Такой подход приносит свои плоды: число заказов от постоянных клиентов составляет порядка 30% от общего количества заявок. Компания работает как с частными, так и с юридическими лицами: обслуживает офисы, торгово–развлекательные центры, предприятия общественного питания. Уборка квартиры — обычно разовый заказ, где чистоту наводит один сотрудник. При уборке офиса большую роль играют подготовка и проверка результата: составляется график работ на месяц, формируется команда, менеджер контролирует процесс, а заказчик заполняет чек–лист уборки.
Ассортимент компании за 2 года расширился: помимо уборки предоставляются услуги химчистки, мойки витражей и фасадов, вывоза строительного мусора. Предприниматели собираются расширять компанию и меняться, например начать с переезда в новый офис.

Рынок

Объем рынка клининговых услуг в Петербурге в Discovery research group оценивают примерно в 15 млрд рублей, на рынке представлено около 200 компаний. Крупнейшие игроки — "Чистякофф", "Первый чистый дом", "Бриллиант–групп", Невская клининговая компания и др. Рынок клининговых услуг высококонкурентный, и новичкам, чтобы войти на него, нужно либо активно искать заказы, в том числе с помощью холодных звонков, либо предлагать необычные услуги. Например, в 2016 году на городской рынок вышла фирма Qlean, которая работает по Uber–модели через специальное приложение.