Дети большой четверки. Кто создает помехи для виртуальных мобильных операторов

Автор фото: Коллаж Алены Марченко

14 сентября полностью прекратит работу виртуальный мобильный оператор VK Mobile —  совместный проект "МегаФона" и "ВКонтакте", который в основном был рассчитан на молодую студенческую аудиторию. В итоге бренд не продержался на рынке и года. "ДП" сделал обзор рынка услуг виртуальных операторов.

Большинство MVNO (mobile virtual network operator) работают на сетях и инфраструктуре крупных игроков рынка: "Ростелекома", "Билайна", "МегаФона", МТС и Tele2. Они же в основном и являются их материнскими компаниями. При этом, как показывает статистика, россияне не стремятся менять SIM-карты традиционных операторов на карты от виртуальных. По данным экспертов, услугами MVNO пользуются более 5 млн человек.

Накрылся медным тазом

Оператор VK Mobile был запущен в июле 2017 года. За 399 рублей в месяц пользователи получили безлимитный доступ к социальной сети "ВКонтакте" и 2 Гб трафика на Интернет. Кроме того, абонентам дали подписку для прослушивания музыки на сервисе Boom и бесплатные звонки внутри сети. В пресс-службе "ВКонтакте" назвали создание виртуального мобильного оператора интересным экспериментом и рассказали о причинах закрытия.
По словам директора агентства "Рустелеком" Юрия Брюквина, VK Mobile не смог набрать себе крупную клиентскую базу. По данным аналитика, виртуальным мобильным оператором от "ВКонтакте" воспользовались всего лишь несколько тысяч человек.
"Сейчас он превращается в тариф, что практически было сделано с самого начала. Зачем такое предложение надо было делать, не очень понятно. Я думаю, что его в далеком будущем убьют. Смысл поддерживать тариф не очень велик", — пояснил Брюквин. Он отметил, что VK Mobile не был рассчитан на массовую аудиторию.

Все и сразу

По данным агентства "Рустелеком", общая база абонентов виртуальных операторов в России составляет 5,6 млн человек. Лидерами в отрасли является компания "Скартел" (юридическое лицо Yota) — около 4 млн пользователей, на втором месте "Ростелеком" — 830 тыс. клиентов, третью строчку занимает компания МГТС с 330 тыс. пользователей. По словам экспертов, абоненты неохотно переходят на виртуальных операторов из-за того, что рынок пока не сформировал интересных предложений для пользователей.
"Была большая надежда на финансовые организации и финансовые институты. Например, они видят, куда я пришел, и присылают через USSD предложение воспользоваться скидками в этом заведении или что-то в таком направлении. Было бы понятно, если бы вокруг платформы были бы накручены какие-то финансовые сервисы. Пока этого не сделано", — отметил Брюквин.
В "Ростелекоме" также согласны с тем, что абоненты хотят получать все услуги от одного оператора.
"Услуги телеком-оператора — это уже не телефон и Интернет, а целая экосистема, закрывающая потребности всей семьи в коммуникациях, безопасности, развлечениях. Вместе с SIM-картой клиент получает и сервис видеонаблюдения "под ключ" с хранением, дистанционным управлением, облачное хранение своих данных, интерактивное телевидение на любом устройстве от телевизора до смартфона, физическую безопасность вашего жилья и защиту от компьютерных вирусов", — пояснила директор по работе с массовым сегментом макрорегионального филиала "Северо-Запад" ПАО "Ростелеком" Светлана Шамзон.
Она отметила, что база мобильных абонентов была увеличена "за счет комплексного подхода". При этом конкретных цифр о пользователях она не назвала.
Информацию предоставил "Рустелеком"

"Фабрика" MVNO

Всего за последние несколько лет в России было около 80 попыток создать виртуальных мобильных операторов. Эксперты говорят, что только половина из этих проектов смогла показать хоть какой-то результат, другая часть просто покинула рынок мобильной связи.
Больше всего запущенных MVNO (более 15) работают на сетях Tele2. Общая численность пользователей виртуальных мобильных операторов превышает 1 млн человек.
"До конца нынешнего года планируем запустить еще порядка 10 новых виртуальных операторов. Кроме того, мы запустили собственную MVNE-платформу, которая позволяет подключить клиентов, которые не обладают своей инфраструктурой, но хотят стать MVNO, имея сильный бренд, свои каналы продаж и обслуживания. Следующий шаг развития MVNO-направления — это запуск платформы MVNA (Mobile Virtual Network Aggregator). Она позволяет буквально любому пользователю, даже далекому от рынка телекоммуникаций, запустить виртуального оператора на нашей сети", — рассказали в пресс-службе Tele2.
Там также добавили, что говорить о конкуренции среди виртуальных операторов пока рано.
"Главная цель MVNO — предоставление дополнительных опций по принципу "одного окна" и повышение лояльности к бренду действующих клиентов, поэтому на данном этапе развития направления рано говорить о серьезной прямой конкуренции с крупнейшими мобильными операторами. Однако, как показывает опыт европейского и американского рынков, это вполне возможно уже в ближайшем будущем", — добавили в Tele2.
В "Тинькофф-мобайл", наоборот, говорят, что виртуальные операторы уже успешно конкурируют с операторами большой четверки.
"Мы верим в то, что есть ниша для нас, учитывая наше продуктовое предложение, уровень обслуживания, бренд и лояльную базу клиентов банка и других сервисов, входящих в группу. Виртуальные операторы могут и успешно соперничают с крупными игроками рынка, в своих нишах. Пример крупных виртуальных операторов в России: Yota, "Ростелеком" и другие", — пояснил директор "Тинькофф-мобайл" Георгий Чесаков.
Представители ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" заявляют, что говорить о высокой конкуренции не приходится из-за того, что виртуальные операторы развиваются только в нишевых сегментах, а российские MVNO зачастую создают рынок под себя.
"Взрывной рост числа новых виртуальных операторов не наблюдается по объективной причине — из-за сложности доступа новых MVNO к радиоинфраструктуре не все решаются на этот шаг. Тем не менее значительный рост рынка есть. Так, в 2017 году МТТ запустил на своей MVNE-платформе семь MVNO-проектов в России, начиная от "Алмател" и заканчивая Virgin Mobile, что говорит о высокой положительной динамике направления", — рассказала пресс-секретарь ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" Дарья Лютцау.
В "Билайне" же заявляют, что не видят "на текущий момент по-настоящему успешных кейсов с MVNO".
"Создание уникального ценностного предложения на базе использования новых технологий является ключевым трендом развития MVNO-операторов в мире", — рассказали в пресс-службе "Билайн".
Там добавили, что, несмотря на это, следят за происходящим на рынке виртуальных мобильных операторов.

Новички показали убыток

По данным СПАРК, новые виртуальные мобильные операторы, которые были запущены совсем недавно, не сумели показать положительные финансовые результаты. "Тинькофф-мобайл", который был зарегистрирован в марте 2017 года, закончил предыдущий год с показателем чистого убытка в 133 млн рублей. Активы компании составили 193,2 млн рублей.
"Мы еще в ранней стадии, только запустились, пока в фазе роста и набора базы. Прибыльность направления в целом оценивать рано, но темпы развития нас устраивают", — рассказал директор "Тинькофф-мобайл" Георгий Чесаков.
"Сбербанк-Телеком" (юридическое лицо виртуального оператора "Поговорим") был зарегистрирован в 2016 году. В совладельцах компании значатся Банк России (ЦБ) и ПАО "Сбербанк". За 2017 год отчетность все еще не опубликована, но в 2016 году компания показала чистый убыток в 4,1 млн рублей. Активы компании составляют 777,5 млн рублей.
Рекордсменом по прибыли можно считать ПАО "МГТС". В 2017 году показатель составил 16,1 млрд рублей. Отмечается, что активы компании составляют 96,4 млрд рублей. 94,7% акций принадлежат ПАО "МТС".
ООО "Скартел" в 2017 году показал чистую прибыль в 6,8 млрд рублей, при этом годом ранее убыток компании составлял 1,3 млрд рублей. Совладельцами Yota обозначены "МегаФон" (92%) и кипрская компания "Макситен ко лимитед" (8%).
В Tele2 отметили, что благодаря бизнес-стратегии, которая включает в том числе MVNO-направление, компания смогла выйти на чистую прибыль по итогам II квартала 2018 года. Показатель достиг 1 млрд рублей.
"Развитие виртуальных операторов несет определенные риски каннибализации для крупных игроков телеком-рынка, но MVNO — это дополнительная возможность роста выручки на развитом конкурентном рынке", — пояснили в пресс-службе Tele2.