Битва за респект. Когда испорчены отношения с Западом, приходится декларировать дружбу с Востоком

Автор фото: ТАСС
После Восточного экономического форума все заговорили про некий "поворот на Восток". Но это не более чем громкие слова. Просто Россия сделала все от себя зависящее, чтобы испортить отношения с Западом, а находиться в полной изоляции неприятно. Вот и приходится декларировать этот самый поворот. Реальная же ситуация заметно отличается от деклараций.
Да, у нас увеличивается товарооборот с Китаем. Но если изучить официальные цифры, то мы увидим, что оборот с ЕС тоже увеличивается. И ничего странного нет ни в том, ни в другом. Растут цены на сырье, на нефть, на металл. Все это мало зависит от России, просто такова конъюнктура мирового рынка.
Да, были заключены соглашения на 3 трлн рублей. Это порядка $40 млрд. Согласен, довольно солидная цифра для России. Но в масштабах китайской экономики она — ничто. Третий аспект сотрудничества — технологии. Здесь вообще нет никаких перспектив. Китай не из тех стран, что расшвыриваются технологиями, он норовит сам их забрать.
В гуманитарной сфере тоже все не слава богу. Важный момент заключается в том, что практически вся американская наука сегодня делается китайцами. Десятки, даже сотни тысяч китайцев просто оккупировали американские университеты. Часть из них вернется, часть — станет гражданами США. В XXI веке, когда все решает не размахивание кулаками, а интеллектуальное превосходство, этот симбиоз китайцев и англосаксов имеет огромное значение. Россия здесь рядом не стояла. В российских институтах и фирмах не работают китайцы в значительных количествах. И сами российские студенты в очень небольшом количестве едут в Китай.
Стоит признать, что никакого формального союза с Китаем нет и не будет. Но вот его поддержка — есть. Например, я не помню ни одного случая, чтобы в ООН Китай голосовал против России. Он либо поддерживает российские решения, либо воздерживается.
Впрочем, так же себя ведут многие азиатские, африканские и латиноамериканские страны. При этом вовсе нет впечатления, что их сотрудничество с Россией увеличилось да и вообще имеет хоть какое–то значение.
Что же остается? Остаются вежливые и доброжелательные отношения, что на самом деле немаловажно. Ведь если мы возьмем титаническую борьбу с Западом, которую ведет Россия, то по сути это просто пустая ругань. А великая дружба с Китаем заключается в почтительном и благожелательном обращении.
Когда реально нечего делать, то остаются такие, чисто представительские вещи.