Бизнесу нужны практические советы

Почему президент холдинговой компании "Созвездие Водолея" решил стать бизнес–тренером, как незнание основ управления предприятием может привести к краху бизнеса и на какой стадии компанию можно вылечить, рассказал в интервью "Деловому Петербургу" Владимир Хильченко.

Бизнес–коучи — это отдельная профессия. Бизнесмены–практики редко учат других, как вести дела. Ваш бизнес, конечно, многопрофильный, но это направление кажется совсем новым. Для чего оно вам?

— Фактически оно не новое. Много лет занимаясь практическими вопросами в области бизнеса, экономики и управления предприятием, мне приходится постоянно обучать довольно многих людей. В первую очередь это касается моих сотрудников. Кроме того, я часто принимаю участие в проектах "Делового Петербурга": "Биржа стартапов" и "Молодые миллионеры". У молодых предпринимателей вижу огромную потребность в знаниях. И при этом из–за нехватки времени знания мне приходилось давать отрывочно, без всякой системы. Поэтому несколько лет назад я решил, что надо все практические наработки свести в единую систему, которую я шутя назвал "МВА по–русски, или Советы от доктора Хильченко", так как зачастую такое консультирование похоже на лечение у врача.

Чем отличаются знания, которые можно получить у вас, от того, что дают другие бизнес–тренеры?

— Большинство консультантов или бизнес–коучей, как правило, никогда не работали в бизнесе, они сразу начинали консультировать. Я с этим столкнулся еще в начале 1990–х, когда сам начинал бизнес. Знаний у меня никаких не было, поэтому приходилось обращаться к таким коучам, в основном западным. Мы платили громадные деньги за корпоративное обучение сотрудников. И каково же было мое разочарование, когда я понял, что мне дают не содержание, не подсказку, как вести бизнес, а форму: как правильно держаться на переговорах, как создавать команду, как достигать результатов — и все это на психологическом уровне. А ответов на конкретные вопросы: что такое бизнес–процесс, что такое инвестиции — не было. Об этом никто из лекторов не говорил.
За 30 лет работы я накопил большой практический опыт по созданию предприятий, по организации бизнес–процессов и уверен, что эти знания могут пригодиться большинству предпринимателей. Предпринимателям нужны практические советы, которые уже с завтрашнего дня, после обучения, можно применить в компании, а не красивые рассказы о том, как нацелить команду на некий результат. Отличие моих рекомендаций от того, что предлагают коллеги теоретики–психологи, принципиально — я практик. Создав процесс, работающий и приносящий результат, я подводил под него методику, которой и готов поделиться.

Любой бизнес надо сначала создать. Как решиться на это, особенно в непростых экономических условиях?

— Изначально у человека, который создает бизнес и становится предпринимателем, должна быть одержимость некой идеей. Конечно, очевидная цель любого предприятия — получить прибыль. Например, я в 1991 году создал свой первый бизнес, потому что мне надо было банально кормить семью. Но на самом деле цель любого бизнеса — реализовать бизнес–идею. Это и есть миссия предпринимателя. Если ты придумал бизнес–процесс и смог его реализовать, то на выходе будет прибыль. А деньги в бизнесе — это подтверждение достижения результата. Это ключевой момент. И нужно осознавать, что своему делу предприниматель посвящает всю жизнь, а любые ошибки на пути ведут к поломанным судьбам как самого предпринимателя, так и людей, которые идут за ним.

Но ведь никто не создает бизнес в ожидании провала — все нацелены на успех.

— Но при этом никто не знает, как его достичь, и даже не представляет тех трудностей, которые ждут его на пути. Предприниматель несется создавать бизнес без знаний, умений и навыков… Что из этого получится? Это как если бы пилот самолета сел за штурвал, не умея пользоваться приборами, без полетного маршрута… Чем закончится такой "полет", всем понятно. Мне удалось создать бизнес–процессы, пройти через все трудности, научиться выживать в сложнейших условиях. Я проанализировал свой опыт выживания в бизнесе и готов им поделиться. Хочется помочь молодым и действующим предпринимателям развить и сохранить бизнес. Ведь что мы видим вокруг: тут очередной бизнес развалился, там компания обанкротилась. То, что я называю "не справился с управлением". Да и как справиться, если у предпринимателя изначально не было знаний о том, как управлять предприятием. И идея могла быть очень хорошей, но придумать идею — это одно, а реализовать бизнес–процесс — совсем другое.
Типичный случай на той же "Бирже стартапов". Приходит ко мне предприниматель и говорит: дайте нам денег на развитие, у меня есть хорошая идея. И рассказывает, что инвестиции окупятся за полгода–год. Но начинаешь спрашивать, как он посчитал себестоимость, — оказывается, что в компании нет даже экономиста, только бухгалтер, который все и считает. И договор он подписывает без юриста. Конечно, в таких условиях он просто не получит инвестиций.
Сегодня требования к получению инвестиций очень серьезные, а чтобы взять кредит в банке, нужно выполнить массу условий. И я тот человек, который может рассказать, как разговаривать с инвестором на одном языке. Предприниматель думает, что достаточно рассказать о своей прекрасной идее — и ему сразу дадут денег. Но только идеей не обойтись, нужно знать методики работы, уметь пользоваться необходимыми инструментами управления, иметь опыт реализации проектов. А ведь нужно знать еще и налоговое законодательство, Уголовный кодекс, Земельный кодекс, нужно уметь получать многочисленные разрешения и согласования в государственных учреждениях и у монополистов. Поэтому предпринимателям хочется подсказать, какие этапы придется пройти в обязательном порядке, нужны конкретные методические советы, которые пригодятся любому бизнесу. Готовы ли они пройти этот путь или сойдут с дистанции? Лучше определиться заранее…

Почему же тогда у компаний, которые не первый год на рынке, тоже возникают проблемы? Ведь они преодолели эти сложности и успешно существуют сейчас?

— А успешно ли и как существуют? Может быть, они уже болеют? Считать, что в кризис у вас все хорошо, — это преступная самонадеянность. Приходит ко мне как–то знакомый предприниматель и просит денег на месяц под очень большие проценты, уверяя, что предприятие у него работает хорошо, приносит прибыль. Понятно, что если человек готов на такие условия, то это уже первый симптом заболевания. Начинаю выяснять, как обстоят дела в компании. И оказывается, что внешне стабильный бизнес находится на грани развала, причем владелец уверен, что дела идут хорошо. И из–за отсутствия грамотного финансового менеджмента все многолетние достижения этой строительной компании могут быть загублены. Вы спросите, как же ей удавалось работать все это время? Раньше доходы бизнеса существенно отличались от сегодняшних — разница между выручкой и прямыми затратами могла достигать 200%. И это позволяло компании накапливать прибыль. Поддержание бизнеса в 1990–х требовало гораздо меньше усилий, сейчас различные ведомства и госорганы стали сильнее контролировать бизнес, а маржинальность упала. Предприятия стали в разы больше тратить на поддержание бизнес–процессов, расходуя "жирок", накопленный в 1990–е: начинают залезать в долги, берут кредиты, перекредитовываются, как результат — потеря бизнеса. Особенно колоссальных масштабов это явление достигает в строительной отрасли.
Но тому, как надо вести бизнес, никто не учит. Вообще я стараюсь коллег не пугать, но со стороны часто видно, что бизнес уже болен. Вопрос в том, в какой стадии болезнь. Конечно, лучше вылечить ее пораньше, а не дожидаться смертельной стадии. И моя задача — научить не бояться лечить свой бизнес. Точнее, надо начинать с учебы, не важно, молодой ты предприниматель или уже есть опыт ведения бизнеса. Конечно, почти всегда в бизнесе есть проблемы. И цена решения этих проблем пропорциональна уровню выручки: если ты ее решил неправильно, то и выручка сократилась.
Я обещаю посетителям семинара, который провожу, что, выполнив рекомендации, которые я даю, вы заработаете минимум миллион рублей, а для более крупного бизнеса счет может идти на десятки или сотни миллионов. За то, чтобы это понять, я много заплатил как предприниматель, вкладывая деньги в разные проекты.

Если вернуться к вашему примеру, то получается, что предприниматели часто и не знают, сколько стоит их бизнес. А нужно ли им это? Знаете ли вы, сколько стоит ваш бизнес?

— Пока бизнес ведется достаточно стабильно, можно и не знать, сколько у тебя активов, не интересоваться этим. Тем более что определить, сколько стоит бизнес, достаточно сложно — мы, например, потратили на это несколько лет, ведь чем многопрофильнее бизнес, тем сложнее его оценить. Проще всего оценить деньги, которые лежат в банке. А как оценить транспортную технику, право аренды? Стоимость персонала? Стоимость информационных потоков на предприятии? Саму инфраструктуру предприятия? Никто и никогда этому не учил. А ведь бизнес — это сложная сфера. Любого доктора, прежде чем он будет лечить, учат минимум 6 лет, эта система стандартизирована. Но, приходя к врачу, мы не думаем о том, кто и как его учил, нам важно, как он будет лечить нас. Предпринимателям, собственно, негде учиться. К сожалению, в университетах вести бизнес тоже не учат. Какая–то информация, конечно, есть в многочисленных книгах. Но как ее систематизировать и выбрать то, что надо? Я много лет занимаюсь бизнесом и то не каждое предприятие возьмусь лечить, а многочисленные консультанты не глядя берутся за любой случай. Есть, правда, одно но: никто из них не гарантирует результат. Я же могу заранее сказать, какой результат будет, если "принимать" все мои "лекарства" по моим рекомендациям. Именно благодаря практическому опыту я гарантирую результат после своего обучения.

Можно ли сказать, что ваши советы универсальны? Ведь есть же отраслевая специфика различных предприятий.

— Конечно, так как я под любой бизнес–процесс подвожу общую методику — как у любой болезни, сначала надо определить стадии лечения, а потом уже прописывать конкретные лекарства. Ведь само предприятие типично, а вот отдельные элементы бизнес–процессов, на которых и зарабатывается прибыль, уникальны. Конечно, мне — как практику — проще работать с конкретными примерами. Но для того, чтобы говорить на одном языке, нужно дать некий базис, начальные знания. Почему разваливаются многие строительные компании, появляются обманутые дольщики? Неужели директора и владельцы бизнеса изначально были жуликами и хотели обмануть людей? Нет, они действительно строители и умеют строить дома. Но отвечать только за процесс строительства недостаточно, ведь бизнес–процесс — это не только построить, но и продать, получить прибыль. Так что нужно четко понимать, чем грозит отсутствие знаний об управлении предприятием.

Какие знания вы бы посоветовали получить генеральному директору или предпринимателю?

— К сожалению, очень трудно сформулировать кратко набор таких знаний. Эти знания не получить ни в одном университете, и даже специализированное образование в бизнес–школах на это не нацелено. Нигде не говорится, какими знаниями должен обладать генеральный директор для управления предприятием. Генеральный директор понятия не имеет, как принимать решения. А это обязательное требование к его работе. Предпринимателю же, который работает генеральным директором, еще сложнее, ему вообще непонятно, где учиться… На семинарах я постараюсь дать необходимые знания для управления кораблем вашего бизнеса, практические советы, как преодолевать бизнес–проблемы. Почему я называюсь бизнес–доктором: я даю предпринимателю некую "таблетку", которая обязательно улучшит его состояние. Но если предприниматель захочет и дальше улучшить состояние своего предприятия, то я с удовольствием пропишу этапы этого лечения, оздоровления. Доктор никогда не бросает своих пациентов… Это означает, что бизнес–доктор готов сопровождать и помогать решать все ваши проблемы не только сегодня, но и завтра. И при этом на каждом этапе вы будете видеть конкретный финансовый результат.

Биография

Владимир" Хильченко

> В декабре 1991 года вместе с партнером создал топливную империю "Фаэтон" — первую частную и самую крупную на то время сеть АЗС в России, владевшую более чем 50 заправочными станциями в Петербурге и Ленинградской области.
> В конце 2003 года продал действующий бизнес и создал новую холдинговую компанию "Созвездие Водолея".
> В сферу деятельности холдинга входят: управление предприятиями и ведение крупных инвестиционных проектов в различных сферах бизнеса, оказание услуг по оптимизации систем работы предприятия.
> Ведущий авторских семинаров по созданию и управлению бизнесом.