Специфика экономического Нобеля, или Кому достанется премия по экономике — 2018

Автор фото: nobelprize.org

 Сегодня объявят обладателей Нобелевской премии по экономике — 2018

С прогнозом лауреатов Премии Шведского государственного банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля (официальное называние) вот какая история. В отличие от других премий, экономического Нобеля не дают за конкретное открытие. С другой стороны, неправильно называть эту премию наградой по совокупности заслуг. Самое корректное определение — Нобелевскую премию получают исследователи, повлиявшие на развитие самой экономической науки.
Что значит влиять на развитие экономической науки? Это значит создавать такие теории или проводить такие эксперименты, которые станут основой для дальнейших экономических исследований. Проще говоря, если статьи ученого–экономиста цитируются в 10–20 тыс. научных работ по всему миру, можно предполагать, что Нобелевский комитет рассматривает его кандидатуру как претендента на премию.
Если такого уровня цитируемости нет, то, скорее всего, не будет и премии. Этим, кстати, объясняется отсутствие в списках нобелевских претендентов разнообразных "альтернативных" экономистов и "народных академиков", доказывающих, что дважды два — это пять. Если о правомерности ряда Нобелевских премий за литературу или даже за точные науки можно спорить, то в экономической теории "незаслуженных" нобелиатов просто нет.
Специфика экономического Нобеля определяет и специфику списка претендентов. Этот список не меняется годами, и в принципе мировое научное сообщество хорошо представляет себе перечень людей, способных (и, подчеркну, абсолютно по праву) претендовать на самую престижную награду.
Если бы Нобеля давали за учебник, его получил бы Грег Мэнкью из Гарварда. Его книга об основах экономики (она издавалась под разными названиями) — самый продаваемый учебник для студентов, его миллионный тираж сделал миллионером и самого автора. Особенность стиля Мэнкью — умение объяснять сложные теории образным и доступным языком с минимумом формул. Но если Мэнкью получит сегодня премию, то это будет награда за применение макроэкономических моделей. Грег Мэнкью — один из лидеров так называемого нового кейнсианства, экономической школы, сторонники которой выясняют — в каких случаях правительству можно вмешаться в экономику, а в каких случаях этого делать не следует.
На премию за макроэкономику претендуют также Оливье Бланшар и Стэнли Фишер, тоже авторы классического курса лекций. Профессор Фишер, кроме того, руководил (и с успехом) Банком Израиля и побывал вице–председателем ФРС США.
В последние годы в списке фаворитов экономического Нобеля присутствуют Дарон Асемоглу и Джеймс Робинсон, авторы культовой книги Why Nations Fail. В русском переводе ее название звучит как "Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты". На мой взгляд, правильнее было назвать ее "Причины национального краха".
Причина богатства и нищеты народа, доказывают Асемоглу и Робинсон, заключается в общественных институтах. Там, где главный начальник ограничен лишь собственными представлениями о прекрасном, он обязательно сделает так, что все ресурсы страны окажутся в руках его друзей и родственников. Чтобы оставаться у власти, такому начальнику достаточно будет платить карателям и продажным судьям, и даже не слишком щедро, ровно столько, чтобы дать своим вооруженным сторонникам жить лучше основной массы населения. Такой режим может продержаться довольно долго, особенно если у него есть какой–нибудь ресурс, вроде рабского труда или нефти. Но процветание он обеспечит только начальнику и его семье.
Привести же народ к процветанию может только создание широкой общественной коалиции, не позволяющей никакой элитной группе узурпировать ресурсы и власть. Why Nations Fail изначально писалась в расчете на широкую аудиторию, но все выводы авторов опираются на множество признанных в академической среде научных исследований.
Нобелевская премия по экономике практически не присуждается в связи с текущей повесткой дня. Но если в этом году будет решено сделать исключение, то это отличный повод для награждения Элханана Хелпмана, Джина Гроссмана и Авинаша Диксита — кого–то из троих или всех вместе.
Объясню почему — на фоне разворачивающихся торговых войн между странами Нобелевский комитет может напомнить политикам об авторах классических исследований по международной торговле и ее влиянии на экономический рост. В этом случае на премию может претендовать также Энн Крюгер из университета Джона Хопкинса, убежденная противница торговых барьеров и исследователь политической коррупции.
Дмитрий Прокофьев, экономист