Не хаб и был. Аэропорт Пулково готовят к очередной модернизации для увеличения пассажиропотока

Автор фото: Photoxpress

Оператор Пулково — ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС) — готовится к очередной модернизации аэропорта, которая позволит увеличить его пропускную способность до 23 млн пассажиров в год и хотя бы немного приблизиться к желанному статусу хаба. На данный момент производится выбор внешних консультантов для подготовки обновления плана развития аэропорта Пулково.

Единственный петербургский аэропорт ждет очередное расширение. Уже сейчас идет переработка плана модернизации Пулково. Обновленный документ будет передан в АО "Аэропорт Пулково" и правительство Петербурга и рассмотрен до конца I квартала 2019 года.
Вторая очередь модернизации аэропорта входит в единый план по развитию Пулково до 2039 года, который был принят 8 лет назад. Построенное в 2012 году новое здание уже не вмещает всех пассажиров. Планируется новое расширение аэровокзального комплекса, строительство ряда производственных аэродромных объектов, а также развитие парковок и транспортного сообщения с городом.
При этом судьба Пулково как пересадочного центра все еще остается под сомнением. Хотя именно это помогло бы аэропорту достичь цели по объему пассажиропотока. Но пока что никто из российских авиакомпаний всерьез не готов развивать Пулково как хаб. Положение может измениться с введением нулевого НДС на рейсы, проходящие не через Москву, — такую идею сейчас обсуждают в правительстве РФ. Но это скажется именно на развитии региональных пассажирских авиаперевозок и расширении прямого авиасообщения внутри страны, а на международные потоки не повлияет.
Тем не менее тенденции на рынке авиаперевозок сегодня таковы, что даже при отсутствии существенных изменений в налоговой политике пассажиропоток в Петербурге продолжит расти, полагают эксперты.
До конца года оператор Пулково — ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС) должно утвердить план по развитию аэропорта, которого город ждет уже больше года. Предварительные результаты обновления плана модернизации будут готовы в декабре, отмечают в комитете по транспорту Петербурга. После разработки и согласования мастер–плана со всеми заинтересованными сторонами перспективы дальнейшей работы аэропорта и строительства второй и последующих очередей станут четче.
Модернизация Пулково позволит поэтапно увеличивать его пропускную способность. Цель — к 2039–му достичь показателя 35 млн пассажиров в год. Такие требования прописаны в концессионном соглашении, которое было заключено в 2009 году между правительством Петербурга, АО "Аэропорт Пулково" (на 100% принадлежит городу) и ВВСС на 30 лет. В целом в рамках реконструкции и развития аэропорта предусматривается расширение аэровокзального комплекса, увеличение парковок, строительство ряда производственных аэродромных объектов и другое.
Первая очередь проекта была завершена в 2015 году. Общий объем инвестиций составил 1,2 млрд евро. Начало второй очереди было запланировано на 2016–2017 годы, но его отложили в связи с сокращением объема пассажирских авиаперевозок в России, и в Пулково в частности. В результате падения этого показателя у аэропорта остался запас пропускной способности мощностей, созданных в период первой очереди, объясняют в ВВСС.
Сейчас пассажиропоток в Пулково планомерно растет. В начале года представители оператора заявляли, что в 2018–м аэропорт ждет его роста примерно на 11%, до 17,9 млн человек, и приблизится к пределу пропускной способности. По итогам января–августа 2018 года пассажиропоток вырос на 11,1% и составил 12,2 млн человек, что дает все шансы сбыться прогнозу ВВСС.
На данный момент в Пулково работают около 80 авиакомпаний. Наибольшее количество рейсов у авиакомпании "Россия". Также в топ–5 по присутствию в петербургском аэропорту входят S7, "Уральские авиалинии", "Нордавиа" и "Руслайн".

Нужда есть

Авиакомпании поддерживают планы по развитию аэропорта. "В пиковые периоды чувствуется, что аэропорту нужно расширяться", — рассказал "ДП" директор по информационной политике и корпоративным коммуникациям АО "Нордавиа — Региональные авиалинии" Виктор Аношкин. Его компания планирует в рамках зимнего расписания увеличить количество рейсов и направлений отсюда.
Как отметили в S7, тренд на рост пассажиропотока, который отмечается сейчас в Пулково, сохранится как минимум на следующий год: "Несмотря на вызовы, возникающие перед отраслью в последние годы, объемы предложения авиакомпаний продолжат увеличиваться, что приведет к росту количества перевезенных пассажиров".
По итогам 9 месяцев 2018 года рейсы S7 Airlines в Петербург обеспечили около 17% роста числа перевезенных пассажиров, общий прирост за год составит 16%. До конца 2018 года S7 начнет выполнять прямые регулярные рейсы по новому маршруту Петербург — Сочи.
Рост пассажиропотока в Пулково в этом году обусловлен во многом притоком туристов в период чемпионата мира по футболу. Так, с 13 июня по 15 июля этого года в Пулково обслужили около 2,2 млн человек, что на 11,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщали летом ВВСС.
Однако эксперты считают, что переоценивать значение мундиаля не следует. Подтверждает это тот факт, что пассажиропоток Пулково увеличивался и в другие месяцы. Одним из драйверов роста является усиливающийся приток пассажиров из Китая. Планомерно растет, соответственно, и количество прямых рейсов между Петербургом и китайскими городами.
Например, в начале года регулярные рейсы из Петербурга в Чэнду начала авиакомпания Sichuan Airlines, в мае China Eastern Airlines запустила регулярные полеты в Сиань. В этом месяце начинается авиасообщение между Петербургом, Ханчжоу и островом Хайнань — городами Санья и Хайкоу.
"Растет не только туристический поток, но и деловая активность. Свою роль в этом сыграли санкции против Китая, которые работают на сближение Поднебесной с Россией", — отмечает Сергей Алмазов, генеральный директор Delasia (доставка товаров из Китая).

Мечты о хабе

Вопрос наращивания пассажиропотока напрямую связывают с развитием Пулково как международного хаба (пересадочного узла). Потенциала для этого у петербургского аэропорта предостаточно.
На руку Пулково работает в первую очередь то, что город является одним из крупнейших туристических, деловых и промышленных центров России, а генерировать большой поток пассажиров позволяет население как самого города, так и соседней Ленинградской области, где своего аэропорта пока что нет, а также Карелии, Новгородской и Псковской областей.
Однако пока доля трансфера в петербургском аэропорту составляет всего около 5% от общего пассажиропотока.
Летом как один из шансов развития Пулково на рынке рассматривался план компании "Аэрофлот" создать сеть хабов в регионах России. Однако большинство экспертов выразили уверенность, что Пулково в такой системе хабов авиакомпании места нет и, скорее всего, не будет.
"Аэрофлот" осуществляет все свои стыковки через Шереметьево, и развитие еще одного хаба столь близко к основному приведет к финансовым потерям", — рассуждает глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
Некоторые надежды остаются на обнуление НДС на перелеты в обход Москвы. Такой проект разрабатывается в правительстве РФ. Это должно положительно повлиять на развитие региональных пассажирских авиаперевозок, расширение прямого авиасообщения внутри страны.
Однако пока что окончательного решения правительство по этому вопросу не приняло.
Главным фактором, который сдерживает развитие Пулково как хаба, является отсутствие сильной базовой авиакомпании.
"Необходимо наличие базового перевозчика с широкой маршрутной сетью. Она должна быть сформирована таким образом, чтобы у пассажиров появлялась возможность лететь транзитом, пользоваться рейсами, стыкующимися в Петербурге", — отмечает Евгений Ильин, коммерческий директор управляющей компании аэропорта Пулково "Воздушные ворота Северной столицы".
Попытки освободить петербургский аэропорт от провинциального статуса предпринимала ныне обанкротившаяся компания "Трансаэро", которая в 2011 году подписала меморандум о партнерстве с оператором аэропорта. Большие надежды возлагались на базирующуюся в Пулково авиакомпанию "Россия", однако и они не оправдались.
Кроме того, стоимость обслуживания самолетов в Петербурге по–прежнему выше, чем у конкурентов (например, в Москве), отмечают эксперты.

Городской проект

Единственный городской аэропорт пытается поддерживать правительство Петербурга. Комитет по экономической политике и стратегическому планированию предложил ввести льготы по налогу на прибыль для авиационных предприятий и перевозчиков, зарегистрированных на территории города. Планируется введение налоговых преференций для ремонтной инфраструктуры аэропорта.
"Это коррелирует с нашими задачами по развитию Петербурга как крупного авиационного хаба, чтобы увеличивать количество прямых рейсов из Петербурга в иностранные государства и другие регионы России", — рассказал "ДП" председатель комитета финансов города Алексей Корабельников.
Один из проектов, который готовится специально под Пулково, — "Аэроэкспресс", который будет доставлять пассажиров в аэропорт всего за 26 минут. Хотя городским властям даже удалось заручиться обещанием федеральных властей выделить на проект 10 млрд рублей, он буксует. Буквально на днях комитет по инвестициям отложил срок подачи заявок на участие в конкурсе на строительство и эксплуатацию линии "Аэроэкспресса" до 28 ноября из–за отсутствия согласования проекта со стороны РЖД. В результате итоги конкурса станут известны не ранее 22 марта 2019 года. Планируется, что сама дорога будет построена в 2022 году. Ее ориентировочная стоимость — 18,8 млрд рублей.
Городские власти подходят к развитию Пулково и инфраструктуры для него прагматично, ожидая, что любые инвестиции должны окупаться. А развитие Пулково и его финансовая успешность напрямую влияют на поступления в городской бюджет. Три года назад Смольный выиграл спор с ВВСС и добился увеличения отчислений в пользу города почти вдвое — с 500–600 млн до 900–950 млн рублей в год.
Одновременно город развивает и проект терминала деловой авиации на месте старого терминала Пулково–2. Его оператором также планируют выступить ВВСС, но в предыдущие годы о желании участвовать в проекте заявляли и другие компании.

В контексте

Ворота города — это его фасад. Можно вспомнить знаменитые Ворота Иштар времен великого Вавилона. Или Золотые ворота в Киеве, над которыми Ярослав Мудрый построил надвратную церковь, чтобы каждый подъезжающий путник мог видеть, что это христианский город.
Впечатления от городских ворот могли быть и весьма неприятными. В средневековой Англии, например, их использовали для предупреждения и запугивания — при въезде в региональные столицы можно было увидеть почерневшие головы изменников и преступников.
Санкт–Петербург — дитя Нового времени, когда городские укрепления устарели. Тем не менее сегодня у нас есть свои "Воздушные ворота Северной столицы". Много ли они способны сказать о статусе города? Надо признать: реконструкция преобразила аэропорт, но это все равно не уровень Северной столицы. Еще в 2009 году губернатор Валентина Матвиенко заявила, что в городе будет только один аэропорт, а любой другой проект не будет согласован Смольным. В Москве их сейчас уже четыре (в 2016–м открылся аэропорт Жуковский на 4 млн пассажиров).
Кто сегодня встречает гостя? "Такси–такси, недорого". И приходится соглашаться, не трястись же в толпе в автобусе. Хотя даже такси поймать — это целое состязание, поскольку зона для встречающих явно не была рассчитана на такое количество автомобилей. И опять завистливый взгляд тянется в Москву, где до всех трех крупнейших аэропортов давно курсирует аэроэкспресс. А что же у нас? Сегодня стало известно, что срок подачи заявок концессионеров на аэроэкспресс от Витебского вокзала отложили с 10 октября до 28 ноября. Как говорят, РЖД хотят добиться финансирования строительства дополнительного пути. Даже в Екатеринбурге и Самаре есть аэроэкспрессы, а нам до сих пор денег не хватает!
О том, чтобы стать пересадочным хабом и открыть воздушные ворота для бюджетных перевозчиков, уже даже речь не идет. Все оттянула соседка Москва. В результате позор регионального масштаба — петербуржцы готовы ночь трястись в автобусе до Хельсинки, чтобы дешево улететь в Европу. Кстати, транзитных китайцев финская столица тоже увела — оказалось, что так удобнее летать в Америку и Западную Европу. География виновата? Вряд ли.
И это не вина инвестора. Осмелимся предположить, если бы крупнейшим участником консорциума был владелец Домодедово Дмитрий Каменщик, а не банк ВТБ, дела шли бы еще хуже. Но все это красноречиво говорит о том, какое на самом деле место город занимает в федеральной повестке. Сейчас Пулково — воздушные ворота провинциальной столицы.
Нынешней мощности аэропорта Пулково для города с населением 5 млн недостаточно. Если мы возьмем другие примеры столь же крупных городов, там аэропорт, как правило, не один. В целом динамика рынка такова, что пассажиропоток будет, скорее всего, расти, хоть и не слишком стремительно. Есть большой объем скрытого спроса — потенциальные пассажиры, которые не летают, но способны на это с финансовой точки зрения и при пересмотре своей модели поведения. Таким образом, при сохранении нынешних трендов в сфере авиаперевозок Пулково выйдет на критическое для своей пропускной способности количество пассажиров.
Федор Борисов
эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
Сегодня петербургский аэропорт наращивает пассажиропоток интенсивно, несмотря на прогнозы, что темпы роста замедлятся. Есть основания, что прирост пассажиропотока продолжится и окажется даже выше среднеотраслевого. Оператор Пулково изначально исходил из того, что вводимые в эксплуатацию мощности будут добавляться по мере востребованности, и мастер–план, который готовится на перспективу 30 лет, все это учитывает. Но, конечно, поддерживать документ в актуальном состоянии необходимо, так как условия могут меняться.
Олег Пантелеев
исполнительный директор агентства "АвиаПорт"