Бизнес–химия. Инженер с двумя дипломами открыл в Петербурге химическую компанию и запускает завод в США

Автор фото: Сергей Ермохин
В офисе компании Артема Воловикова стоит батут

Кандидат технических наук Артем Воловиков (30 лет) влюблен в химию с детства. Его компания ARSKA Technologies занимается разработкой и масштабированием технологий в химической, нефтегазовой, пищевой и фармацевтической промышленности. Оборот компании в прошлом году составил около 30 млн рублей.

Будущий предприниматель родился в Воркуте, в Петербург переехал в 18 лет. Окончил здесь металлургический факультет Горного университета с дипломом инженера нефтегазового оборудования, а затем получил дополнительное образование в Технологическом университете в Лаппеэнранте (LUT).
Наемным сотрудником по специальности Артем проработал 3 года — в том числе в "Нефтехимпроекте" и на Ижорском резервуарном заводе. Свои первые деньги он начал зарабатывать еще в школе: заказывал в Петербурге сноуборды, продавал их знакомым в Воркуте. Во время учебы на первом курсе университета к сноубордам добавились велосипеды. Постепенно география расширялась: товар отправлялся не только в родную Воркуту, но и в Сыктывкар, Ухту и другие места Республики Коми. Торговля спортивным оборудованием продлилась до пятого курса.
"В декабре 2013 года друг прочитал объявление в газете, что "Крошке Картошке" нужен крупный картофель и они ищут поставщиков. Друг вышел на снабженца компании, и мы начали картофельный бизнес, — вспоминает Артем. — Тогда я работал на хорошей работе, получал 100 тыс. рублей в месяц. Уходить было страшно, но мне всегда хотелось свое дело. Так я начал обзванивать колхозы".
Постепенно к картошке прибавились капуста, свекла и лук. Выросло и число клиентов: продукция шла не только в "Крошку Картошку", но и через посредников в крупные сети. Компания получила название "Деметра" — по имени богини плодородия.
"Я хотел заниматься химией и нефтепереработкой: технологиями и оборудованием. Не знал как, но понимал, что очень хочу, — вспоминает Артем. — А тогда у меня были только овощи, к тому же круг общения состоял из водителей фур и работников овощебазы. Это был интересный бизнес, но, откровенно говоря, по сравнению с мечтой все это было отвратительно". Больших денег на "борщевом наборе" заработать не удалось, впрочем, обошлось и без долгов: юноша сохранил свой доход на прежнем уровне и получил новый бизнес–опыт.

Финское название

В 2016 году Артем начал работать в стартапе, связанном с оборудованием для нефтепереработки. "Я устроился туда техническим специалистом, но очень быстро, как это и бывает в стартапах, начал заниматься не только расчетами, а всем, в том числе переговорами и продажами, — вспоминает он. — Через некоторое время ко мне стали поступать запросы от друзей и знакомых посчитать что–нибудь или спроектировать". Вскоре Артем ушел из стартапа, стал инженером–фрилансером. Заказами его обеспечивало сарафанное радио. Еще через полгода на предпринимателя уже работало пять таких же фрилансеров. Юноша зарегистрировал юрлицо, с заказами к нему уже обращался малый и средний бизнес. Так на рынке появилась компания ARSKA Techonologies.
Название компании дало прозвище, которым финны наградили Артема во время его учебы в LUT. "Финны так часто называют Шварценеггера и используют это слово в значении "настоящий мужик", — рассказывает Артем. — Из–за довольно жесткого стиля игры на позиции защитника меня так прозвали финские друзья–хоккеисты". Кроме того, у слова arska есть еще одно редко используемое значение — "светило".
В феврале 2017 года Артем нанял первого сотрудника в штат. "Это был большой вызов. Один специалист даже сменил место жительства, чтобы работать со мной. Огромная ответственность для меня", — признается он. Сейчас в его компании работают семь человек, еще пять — на фрилансе.

Завод из пробирки

Среди услуг ARSKA Techonologies — разработка технологии для получения необходимого химического продукта, проектирование и оптимизация работы химических установок, технологический аудит, проектирование и расчет реакторного оборудования, монтаж и пусконаладка.
"Представим, что в лаборатории разработали формулу, которой заинтересовалось производство. Клиенту нужен новый завод, а значит, необходим посредник для трансфера технологий, то есть мы, — объясняет Артем. — Ведь то, как все устроено в лаборатории и на заводе, — небо и земля. При масштабировании технологии качество получаемого продукта может сильно меняться, наша задача — не допустить этого".
Компания разрабатывает технологическую схему: где будут располагаться сепаратор, емкости, насос, компрессор, печи, клапаны. Затем ставит технические задачи для заводов — изготовителей оборудования, подбирает исполнителей, контролирует качество установок, делает шеф–монтаж и пусконаладку. Оборот компании за прошлый год составил 30 млн рублей.
С первым крупным зарубежным клиентом — компанией из США — предпринимателя познакомил совладелец компании Love piano Евгений Новгородцев: когда–то Артем был у него дипломным руководителем. Сейчас ARSKA Technologies запускает завод в штате Мичиган, который будет перерабатывать пластиковые отходы. В результате на производстве будут получать высококачественный растворитель, необходимый для лакокрасочной и химической отрасли. Объем российского рынка инжиниринговых услуг в этом сегменте составляет примерно 20 млрд рублей в год, крупных игроков около 10.
"Наше конкурентное преимущество в том, что мы хорошо говорим и читаем на английском, на этом языке много специальной литературы, которая позволяет нам быть хорошо подкованными в отрасли. Кроме того, язык помогает в переговорах с клиентами и производителями установок", — поясняет Артем. В планах компании — активно развиваться на международном рынке. Сейчас ведутся переговоры о сотрудничестве с индийской компанией.
"Мне нравится то, чем я занимаюсь. Во–первых, я с детства люблю химию — в этой науке есть магия. Во–вторых, я могу увидеть свою работу в долгосрочной перспективе, наблюдать, как из пробирки строится большое предприятие. Это похоже на марафон: каждый проект длится несколько лет", — говорит бизнесмен.
"Оценка рынка в 20 млрд рублей вполне адекватная, — подтверждает директор Инжинирингового химико–технологического центра (ИХТЦ) Алексей Князев. — Что касается ARSKA Technologies, могу сказать, что Артем Воловиков выбрал абсолютно правильную стратегию развития компании, у него мало конкурентов в нашей отрасли, а для международного рынка это вообще эксклюзивный бизнес, очень дорогая продажа мозгов. Я наблюдаю за его бизнесом уже некоторое время, он действует верно и правильно".