Сбербанк и "Яндекс" официально запустили торговую площадку "Беру"

Автор фото: vk.com/beruru

Сбербанк и "Яндекс" запустили в полноценном режиме маркетплейс "Беру". На торговой площадке появилась бонусная система: с каждым заказом пользователи могут копить баллы и оплачивать ими товары. Партнеры вскоре обещают безграничный ассортимент, доставку в день заказа, работу с Алисой и интеграцию в "Сбербанк.Онлайн". Очередной маркетплейс выходит на рынок, растущий за счет недорогих покупок и дальнейшего снижения среднего чека

Сбербанк и "Яндекс" запустили после тестирования торговую площадку "Беру", сообщает пресс-служба поисковика. Команда проекта обещает, в частности, увеличить количество наименований товаров на сайте до 250 тыс., подключить помощника Алису, интегрировать "Беру" в "Сбербанк.Онлайн", а также организовать выдачу заказов в отделениях Сбербанка и с помощью сервиса "Яндекс.Доставка". Через 5 лет оборот торговой площадки, по прогнозам "Яндекса", достигнет 500 млрд рублей.
"Наша цель — сделать "Беру" площадкой, где человек может купить у разных продавцов все, что ему нужно, сделав один заказ. Сейчас на "Беру" девять разделов, осенью мы добавили два новых — аптечные товары и продукты питания. В будущем мы планируем добавлять новые категории, расширять ассортимент и делать площадку еще удобнее для наших покупателей", — отметил гендиректор "Яндекс.Маркета" Максим Гришаков.

Беру бонусы

Тестовая версия маркетплейса "Беру" начала работать в мае, с этого времени было совершено 180 тыс. заказов, платформу ежемесячно посещали 3,5 млн человек, преимущественно сотрудники "Яндекса" и Сбербанка. Торговой площадкой воспользовались около тысячи продавцов, которые разместили более 100 тыс. позиций в 600 категориях товаров.
На старте ассортимент "Беру" состоял из около 25 тыс. видов товаров. В течение нескольких лет ассортимент, как ожидается, увеличится до 1 млн позиций. Первым покупателем бета-версии "Беру!" стал глава Сбербанка Герман Греф, который заказал "умную" колонку "Яндекс.Станция", рассказал на презентации заместитель председателя правления банка Лев Хасис.
На сайте изначально были представлены товары в семи категориях: "Электроника", "Компьютерная техника", "Бытовая техника", "Дом и дача", "Детские товары", "Товары для животных" и "Красота и здоровье". В начале сентября на "Беру" появился раздел с продуктами питания, а в октябре раздел, в котором можно забронировать лекарства в конкретной аптеке. В будущем году маркетплейс намерен увеличить количество наименований товаров на сайте до 250 тыс. штук и максимально расширить его после выхода на модель кросс-дока (т.е. товары можно будет заказывать со складов партнеров).
Вместе с официальным запуском на "Беру" появилась бонусная система: с каждым заказом пользователи могут копить баллы. Ими можно почти полностью оплачивать товары — обычными деньгами нужно будет заплатить только один рубль. При этом пользователь не знает, за какую покупку и какой бонус он получит.
"Беру" дарит покупателям скидки на конкретную сумму или в процентах от стоимости заказа. Они могут распространяться как на весь ассортимент, так и на определенные товары или категории. Новые скидки будут появляться на "Беру" регулярно: на странице "Коллекция Беру Бонусов" покупатели увидят, какие бонусы уже есть у них в копилке и какие они могут получить в будущем", — поясняют в пресс-службе проекта.

Глубокая интеграция

"Яндекс" и Сбербанк планируют интегрировать маркетплейс в свои продукты. Как отметил Грег Абовский, операционный и финансовый директор поисковика, "Яндекс" поможет команде "Беру" с помощью своих технологических разработок: голосового помощника Алисы, компьютерного зрения, нейронных сетей для рекомендации товаров или технологии маршрутизации, которая позволяет оптимизировать доставку.
Так, с помощью Алисы можно будет сделать покупки на маркетплейсе, технология распознавания картинок нужна для того, чтобы покупатель мог сфотографировать понравившуюся вещь и найти ее на торговой площадке. Также на маркетплейсе будут развиваться кредитные сервисы: речь идет как о возможности взять кредит или оформить рассрочку для покупателя, так и о кредитовании продавцов, уточнил Гришаков.
Сбербанк, в свою очередь, обещал встроить "Беру" в приложение "Сбербанк.Онлайн". Кроме того, в ближайшее время в "Беру" можно будет тратить бонусы программы "Спасибо от Сбербанка", которую госбанк перезапустил в середине октября. Маркетплейс будет использовать отделения Сбербанка по всей России. Как пояснил The Bell Лев Хасис, около 5-6 тыс. отделений банка позволяют поставить там пункты выдачи заказов (постаматы). "Яндекс" также обещает в перспективе организовать доставку в день заказа. Для этого "Яндекс.Доставка" намерена расширить список партеров и даже отстроить инфраструктуру в регионах.
Рынок онлайн-покупок в России занимает всего 4% от общего объема потребительских покупок, в то время как в развитых странах этот показатель доходит до 15%, отметил Лев Хасис. "Мы уверены, что запуск новой масштабной площадки для интернет-шопинга будет способствовать развитию рынка электронной коммерции в России. "Беру" — это не просто интернет-магазин, а один из ключевых элементов многофункциональной экосистемы продуктов и услуг для наших клиентов", — подчеркнул топ-менеджер Сбербанка.

Попасть в российский топ-3

"Яндекс" и Сбербанк закрыли сделку по созданию совместного предприятия на базе "Яндекс.Маркета" в апреле. "Мы хотим построить на базе "Яндекс.Маркета" российский Amazon, и очень надеюсь, что у нас все получится", — говорил тогда Греф. Лев Хасис также заявлял, что новое предприятие станет российским аналогом американской компании Amazon.
Гендиректор "Яндекс.Маркет" Максим Гришаков отмечал на старте "Беру", что команда проекта собирается превратить его в "одного из крупнейших игроков российского онлайн-ретейла". На презентации маркетплейса 24 октября Гришаков заявил, что в "Яндексе" рассчитывают к концу 2020 года выйти в топ-3 игроков домашнего рынка онлайн-коммерции. Как пояснил Хасис, в планах совместного партнерства "Яндекса" и Сбербанка развитие трех направлений — "Яндекс.Маркета", маркетплейса для поставщиков с внутреннего рынка "Беру" и развитие сегмента трансграничной онлайн-торговли.
О последнем направлении в сентябре говорил директор по международному развитию "Яндекс.Маркета" Алекс Васильев. По его словам, площадка будет запущена в октябре 2018 года и будет развиваться и работать по модели американского Amazon. При этом ориентироваться на поставщиков из Китая компания не планирует: маркетплейс уже договорился с партнерами из Индии, Японии, Кореи, Турции, Израиля, Англии, США.
Приоритетными категориями нового маркетплейса будут одежда, обувь, смартфоны и гаджеты. Доставку планировалось организовать за 2 дня силами маркетплейса — продавец доставляет свой товар на таможенный склад проекта в Европе, у "Яндекс.Маркета" он расположен в Латвии, или в партнерские логистические хабы, откуда товар направляется покупателю.

Поле битвы

В сентябре у "Яндекса" и Сбербанка появился самый серьезный конкурент — Alibaba, Mail.Ru GroupРФПИ и "МегаФон" объявили о запуске AliExpress Russia на базе российского бизнеса AliExpress и Tmall. СП будет обслуживать трансграничные и местные торговые онлайн-площадки. Основным владельцем с 48% станет Alibaba, получив еще и 10% Mail.Ru Group. Сделка станет крупнейшей на российском рынке e-commerce, на старте новая компания оценивается в $2 млрд.
Помимо Alibaba с участием Mail.Ru Group запущен ранее еще один проект в e-commerce — в мае "МегаФон", Газпромбанк, "Ростех" и USM Holdings объявили о создании компании "МФ технологии" (МФТ) на базе Mail.Ru Group для развития цифровых услуг и реализации проектов в сфере цифровой экономики. Вся компания оценивается в $450 млн, она призвана создать "экосистему на базе принципиально новых цифровых финансовых инструментов".
По оценке аналитиков агентства Data Insight, внутрироссийские онлайн-продажи (материальные товары) в 2017 году составили 945 млрд рублей, что на 17% больше показателей 2016 года. Количество онлайн-заказов увеличилось на 22% в 2017 году. По прогнозам агентства, в 2018 году ожидается сохранение темпов роста количества онлайн-заказов на уровне более 20% в год, рост российского рынка электронной торговли — 18%. Одной из тенденций 2019 года эксперты называют рост рынка за счет недорогих покупок и дальнейшее снижение среднего чека.
В тройке крупнейших интернет-магазинов прошлого года (не агрегаторов) были заявлены Wildberries.ru, Citilink.ru и Dns-shop.ru. В этом году две трети роста рынка обеспечивают Wildberries и Ozon (плюс 60 тыс. и 16 тыс. заказов в день соответственно), говорится в октябрьском докладе Data Insight. Аналитики отмечают, что в 2018 году наступил конец эпохи опережающего роста кроссбордера, в российских и зарубежных интернет-магазинах рост количества покупок находился на уровне 25%.
Между тем AliExpress.com остается самой популярной интернет-площадкой с китайскими товарами у россиян — доля маркетплейса составляет 86,8%. В 2018 году, по прогнозам АКИТ, объем выручки от продаж россиянам через AliExpress составит 212 млрд рублей. Для сравнения, ближайшие конкуренты в сегменте, Joom.com и Pandao, ожидают выручку на уровне 12,5 млрд и 6,9 млрд рублей соответственно. По итогам 2018 года объем рынка трансграничной торговли может составить 451,8 млрд рублей (в прошлом году — 374,3 млрд рублей). В Россию из Китая будет отправлено посылок на 244,6 млрд рублей (в 2017 году — 198,8 млрд рублей).