Финские надежды. Как себя чувствуют иностранные компании на рынке Петербурга

Автор фото: Алена Марченко

В период кризиса иностранные капиталы начинают постепенно вымываться из российской экономики. Рынок Петербурга, который исторически крепко связан с Европой, не исключение. "ДП" начинает серию обзоров о крупных иностранных компаниях, которые остались в Петербурге, и о тех, кто решил уйти.

Недавно российский рынок покинула финская компания Stockmann, таким образом финский ретейл практически полностью исчез из Петербурга. При этом северные соседи все еще остаются в строительной, перерабатывающей и производственной отраслях. Сами финны признаются, что давно воспринимают петербургский рынок как свой домашний.

Исход ретейлеров

Суммарные инвестиции финнов в петербургскую экономику в докризисные времена составляли, по разным экспертным оценкам, от 12 млрд до 15 млрд евро. Петербургская экспансия, начавшаяся в начале 2000-х, в конце концов столкнулась с контрсанкциями и снижением покупательной способности.
До 2014 года в Петербурге была представлена практически полная линейка игроков крупного ретейла родом из Финляндии: Stockmann, который пришел в Россию одним из первых; компания Kesko, выведшая сети "К-раута" и "К-руока"; популярная марка Finnlayson; сеть маркетов Prisma, принадлежащие финскому холдингу SOK.
Из всего вышеперечисленного в итоге осталась только сеть Prisma, которая сократила количество своих торговых точек с 17 до 13, причем из них только две являются гипермаркетами. Еще в апреле этого года руководство сети объявило, что начинает стадию разморозки и работы по новой стратегии в России, но буквально через месяц был закрыт гипермаркет в Новом Девяткино.
Если продуктовый ретейл в лице Prisma приспособился к условиям жизни низкого рубля и санкций, то остальным компаниям пришлось туго.
Компания Stockmann начала сворачивать свои активы в Петербурге и России сразу в 2014 году. Сперва компания сократила сеть Seppala, затем избавилась от британского франчайза Debenhams, после этого Stockmann свернул все магазины сети Lindex и гастроном Stockmann. В октябре 2018 года компания избавилась от последнего петербургского актива – ТЦ "Невский центр".
В середине февраля Kesko объявил о закрытии сделки с французской сетью "Леруа Мерлен", которая выкупила сеть строительных магазинов "К-раута" за 12 млрд рублей. За год до этого события были проданы магазины сети "К-руока" петербургскому ретейлеру "Лента".
Финский бренд Finnlayson из-за неудовлетворительных финансовых показателей также закрыл свою последнюю торговую точку в 2017 году.
"Стратегия финских ретейлеров заключается в том, чтобы присутствовать в более дорогом ценовом сегменте, поэтому ухудшение покупательной способности российского потребителя сразу стало заметно, – отмечает генеральный директор Российско-финской торговой палаты Яана Реколайнен. – Контрсанкции России ударили особенно по продовольственным магазинам, идея которых заключается в том, чтобы доставлять финские высококачественные и безопасные продукты питания поближе к петербургским потребителям. Классические магазины формата офлайн в настоящее время вообще страдают во многих странах от развития электронной коммерции".

Барометр без иллюзий

Российско-финская торговая палата каждые полгода проводит анонимные опросы среди финских компаний. Последний такой опрос весной показал, что число финских бизнесменов, верящих в российскую экономику, стало меньше.
За год до этого около 50% респондентов считали, что российскую экономику ждет рост, но уже на четвертый год санкций настроения изменились. Меньше половины компаний (44%) заявили о росте бизнеса, кроме того, многие респонденты отмечали уменьшение импорта в Россию, но 28% рассказали, что намерены инвестировать в российский бизнес в следующие полгода.
Также из опроса следует, что наиболее стабильно себя чувствуют компании из сферы услуг, перевозок, проектирования и промышленности.
При этом Яана Реколайнен в комментарии "ДП" отметила, что в Петербурге и на Северо-Западе в целом ценят финское ноу-хау, качество и надежность поставок, поэтому имидж финских продуктов и услуг держится на хорошем уровне. У многих компаний из Суоми, работающих в России, бизнес протекает довольно гладко. Рынок Петербурга с финской точки зрения является большим, да и многие финны считают Петербург уже почти своим домашним рынком.
"Я также не вижу ухудшений в реальном деловом климате на локальном уровне. Торговые барьеры и протекционистские меры России затрагивают сильнее всего финские экспортные компании. Россия, к сожалению, возглавляет статистику торговых барьеров, генерируемую ЕС", – считает Реколайнен.
Также она отметила, что политика импортозамещения в России и наличие большого преимущества российских компаний в госзакупках делают конкуренцию на рынке несправедливой.
"Свободная конкуренция была бы полезна для всех, включая и Россию", – подчеркнула она.

Строительство и девелопмент

Пожалуй, шире всего крупный финский бизнес представлен в сферах строительства, девелопмента, промышленности и производства. К этим сферам относятся наиболее именитые финские компании.
На рынке Петербурга самыми крупными строительными компаниями являются YIT и Lemminkainen, которые с февраля 2018 года слились в одну.
YIT в Петербурге специализируется на жилом строительстве комфорткласса и коммерческих объектах, среди которых есть как проекты для соотечественников – завод для компании Nokian Tyres и автозапровочные станции для Neste; так и коммерческие реставрационные и строительные проекты для сторонних заказчиков – реконструкция гостиниц "Англетер" и "Астория", проектирование ресторанов McDonalds.
YIT значительно увеличил свои доходы в Петербурге в этом году. Выручка компании выросла более чем в 2 раза – если в 2016 году она составляла 4,4 млрд рублей, то в 2017 году – уже 10,1 млрд. Все предыдущие периоды, начиная с 2012 года, доходы компании росли не так быстро.
У Lemminkainen показатели гораздо скромнее. Компания, которая работает в Петербурге с 1974 года, получила в прошлом году в Петербурге 5,4 млрд рублей выручки. Годом ранее выручка составляла 4,2 млрд рублей. Сейчас Lemminkainen специализируется в основном на совместном с YIT строительстве и продвижении апарт-комплексов.
Руководитель сегмента YIT "Жилищное строительство, Россия" Теему Хелпполайнен отметил, что компания продолжит работать во всех городах своего присутствия в России, но не планирует расширения.
"Это решение предполагает экономию затрат с нашей стороны и проведение реорганизации. К инвестициям в строительные участки мы сейчас подходим с еще большей осторожностью", – рассказал он.
По его мнению, рынок Петербурга является многообещающим, потому что потребность в новом жилье будет сохраняться еще очень долго, но есть одно но. "К сожалению, жилищное строительство в целом в России в данный момент имеет не очень высокую рентабельность. Одним из вызовов является тенденция к перекладыванию затрат на строительство паркингов, детских садов и школ все в большей степени на застройщиков, в результате чего эти затраты переходят в цену конечного продукта, которую оплачивают клиенты".
Еще один видный финский девелопер – компания SRV. Компания работает в России как строитель с 1990 года, а как девелопер функционирует с 1993-го. SRV в Петербурге принадлежат ТРЦ "Жемчужная плаза" и "Охта Молл".
По словам исполнительного директора по управлению торговыми центрами SRV в России Патрика Сьоберга, компания не ощущает никакого влияния антироссийских санкций на свой бизнес.
"Нет, мы не увидели каких-то изменений. Мы продолжаем работать в штатном режиме, управляя своими объектами. Каких-то особых стратегий из-за санкций мы не предпринимали и ничего не изменяли", – заявил он.
При этом, по данным СПАРК, выручка компании значительно уменьшилась в 2017 году и составила 542,7 млн рублей. Для сравнения: в 2016 году она составляла 2,3 млрд рублей, а в 2015-м – 3,5 млрд.

Продукты по-фински

Самыми популярными продуктовыми марками родом из Суоми в России остаются Valio и Fazer.
Valio – первый представитель финской пищевой промышленности, который решил осваивать Россию. Valio на исторической родине владеют почти два десятка фермерских кооперативов, в которые входит несколько тысяч фермеров. Петербургское подразделение концерна ООО "Валио" открылось в 1994 году.
В докризисные времена дела Valio в России шли великолепно. Например, выручка компании в 2013 году составляла почти 16 млрд рублей. В 2014 году, когда грянули санкции и продуктовое эмбарго, она сократилась на 3 млрд и составила 13,1 млрд, а уже в 2015 году резко упала до 4,4 млрд. За последние 2 года компания начала наверстывать упущенное, например, в 2017 году выручка достигла 6,2 млрд рублей.
По словам представителя компании, в 2014 году Valio в России потеряла 90% своего ассортимента, ранее импортируемого из Финляндии, поэтому компании пришлось фактически заново строить бизнес. У Valio все еще оставался популярный бренд, квалифицированные специалисты и собственный завод в России, поэтому было решено применять новую стратегию – Valio начала привлекать к созданию своего ассортимента больше российских производств. Сейчас из 150 наименований продукции компании почти все создано здесь.
"События 2014 года, безусловно, повлияли не только на российское подразделение Valio, но и на деятельность всего концерна в целом, для которого Россия была и остается одним из важнейших рынков. Но сейчас как здесь, так и в Финляндии Valio активно развивается, расширяя ассортимент и выходя на новые рынки и в новые для себя категории", – объяснили в компании.
В прошлом году Valio вернулась к темпам роста, предшествовавшим эмбарго, – оборот компании вырос на 14%, а объем продаж вырос на 12%. Среди остального ассортимента можно выделить безлактозное молоко, продажи которого выросли в 2017 году в 10 раз, а также плавленый сыр Viola, владеющий 41% рынка плавленых сыров в денежном выражении в Петербурге. Сейчас у компании оптимистичный взгляд на работу в России.
Fazer, которая специализируется на кондитерских и хлебобулочных изделиях, тоже испытала на себе влияние кризиса. Компания имеет три производственные площадки в Петербурге и одну в Москве. В 2015 году продажи Fazer в России упали на 19,2%. Тогда же компания объявила о повышении цен в Петербурге на хлеб, чтобы компенсировать убытки. Сейчас представители Fazer отмечают, что планируют расширять сеть пекарен.
Еще одна продуктовая компания Atria активно инвестировала в российское производство. Сейчас Atria Invest Oy в России принадлежат мясные производители "Пит-Продукт" и "КомпоМос", а также сеть ресторанов Sibylla. Согласно отчету компании за 2017 год, дела у Atria в России продвигаются неплохо. Компания начала активно укреплять сеть Sibylla и планирует в ближайшем будущем делать ставку именно на нее. Если сложить суммарную выручку всех российских проектов Atria Invest Oy, получается около 6,4 млрд рублей.
"Восстановление сектора розничной торговли в России после 4 лет рецессии, сильное развитие концепции Sibylla и растущий рынок продовольственных услуг обеспечивают хороший рост Atria в России", – комментирует исполнительный вице-президент "Атриа Россия" Ярмо Линдхольм.

Стабильная промышленность

Три крупных игрока на этих рынках – Neste Oil, Nokian Tyres и Tikkurila.
Нефтяная компания Neste Oil пришла в Россию в 1990 году, начав, как и другие соотечественники, с Петербурга. По оценкам компании, она суммарно инвестировала в Северо-Западный регион и в Петербург с 1990 года более 200 млн евро. Сейчас основными активами Neste являются нефтебаза в Ломоносове, которая способна единовременно хранить около 31 тыс. м2 нефтепродуктов, и крупная розничная сеть АЗС. Сейчас российский филиал Neste является самым большим в Европе.
Доходы компании всегда отличалась стабильностью. Даже в кризисный 2014 год Neste получила 17,2 млрд рублей выручки, что не удивительно, учитывая, что она работает фактически полностью на экспорт. В 2017 году объем выручки компании вырос до 19,1 млрд рублей.
Лакокрасочный производитель Tikkurila имеет в Петербурге три производственные площадки. Россия всегда была важным рынком для этой компании, доля страны в общих продажах Tikkurila в докризисные времена составляли треть от общего числа, а до 2013 года компания активно скупала акции местных лакокрасочных производителей и поглощала компании в сфере строительства и ремонта. В 2014 году компания потеряла 7% от общего числа продаж в России, как и у Fazer, ситуация была такова, что прибыль в России у компании росла, но в переводе в евро показатели оказались сниженными. Тем не менее дела у Tikkurila также продвигаются хорошо, объем выручки в 2017 году составил 10,4 млрд рублей.
Nokian Tyres, которая фактически является единственным производителем шин для тяжелых климатических условий, пожалуй, показывает лучший результат в России. Среди основных активов компании можно назвать шинный завод во Всеволожске и центр по продаже шин Vianor. Шинный завод Nokian способен выпускать до 14 млн шин в год. Выручка компании в 2018 году составила 27,3 млрд рублей, для сравнения: в 2014 году (компания также пережила его без особых трудностей) объем выручки равнялся 20,6 млрд.
Андрей Пантюхов, генеральный директор "Nokian Tyres Россия", обращает внимание, что автомобильный рынок и шинная индустрия сейчас пришли к стабильности.
"Гораздо более действенным фактором, чем санкции, в последние годы было общее ослабление российской экономики, а как следствие – падение автомобильного рынка в России, девальвация национальной валюты и снижение покупательной способности населения. Однако после долгого ожидания сегодня видны отчетливые положительные сигналы с российского рынка – появляются признаки стабилизации, как в автомобильном сегменте, так и в шинном", – считает он.
Также он отметил, что Nokian концентрируется на внешних продажах, поэтому в те годы, когда российский рынок переживал определенные потрясения, доля экспорта у Nokian росла, что позволило компании развиваться дальше.