Не обманут на скидках? Чего ждать от черной пятницы в этом году

Автор фото: Алена Марченко

В конце ноября в России пройдет черная пятница онлайн-ретейлеров, в которой участвуют около двух сотен крупных магазинов и популярных марок. Организаторы мероприятия уже начали мониторить магазины-участники на отсутствие искусственного завышения цен перед акцией, поэтому обмануть покупателей со скидками не получится. "ДП" разбирался, выгодна ли эта распродажа игрокам рынка и что от нее получат покупатели.

Организаторами акции стали крупные ассоциации в сфере онлайн-ретейла – РАЭК (Ассоциация электронных коммуникаций), АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) и РОЦИТ (Региональный общественный центр интернет-технологий). Похожее мероприятие онлайн-магазины устраивали и год назад.

Киберпятница

Черная пятница всегда была атрибутом американского бизнеса. Обычно так называют период больших скидок, который наступает после Дня благодарения и обозначает начало рождественских распродаж. Термин возник еще в XIX веке, когда в бухучете продавцов прибыль записывалась черным цветом, а убыток – красным. Отсюда и появилось название черная пятница. В черной пятнице участвовали все без исключения офлайн-магазины, а само это явление стало настолько легендарным, что начало распространяться на другие страны и наконец пришло в Россию.
В России черная пятница стала синонимом скидок, поэтому многие крупные марки не раз употребляли это словосочетание, чтобы привлечь внимание покупателей к своим обычным сезонным акциям. Изначально же черной пятницей называют совместное объединение игроков рынка для создания единовременных распродаж.
Правда, акцию российских онлайн-ретейлеров тоже вряд ли можно назвать классической черной пятницей, в которой в США участвуют только обычные офлайн-магазины. Для интернет-ретейлеров в США обычно существует отдельная акция – киберпонедельник, который наступает после черной пятницы.
Тем не менее новая акция может стать отличным подспорьем для российских онлайн-продавцов, отмечает представитель РАЭК Екатерина Воробьева.
"Это прежде всего прекрасная возможность привлечь новую аудиторию и продемонстрировать широту ассортимента или особенности сервиса. С точки зрения роста продаж в дни акции для крупных магазинов прирост может составить в среднем от 20 до 50%, для небольших – от 80% вплоть до 450% – здесь многое зависит от среднего чека магазина и непосредственно актуальности его акционных предложений", – рассказала она.
При этом она заметила, что, поскольку речь идет о привлечении новой аудитории на сайт, оценивать эффект от участия только по повышению оборота ретейлеров в день акции несколько некорректно. Эффект длится дольше, поскольку привлеченные посетители могут вернуться за покупками по прошествии определенного времени – например, за подарками к Новому году или просто когда покупка будет актуальна.

Стоит ли бежать за новым iPhone

Всего в этом году на черную пятницу будет представлено порядка 11 категорий товаров. Больше всего магазинов, продающих одежду, обувь и аксессуары, а также товары из категории БТиЭ (бытовая техника и электроника).
Алексей Федоров, управляющий партнер ГК "220 Вольт", которая была одним из организаторов черной пятницы в прошлом году, отметил, что во время акции за счет всеобщего внимания к тотальной распродаже каждый ретейлер в итоге увеличивает выручку. В "220 Вольт", по его словам, самые большие скидки предлагали на несезонные товары, спрос на которые традиционно уменьшается осенью.
"Самая жесткая конкуренция, как правило, наблюдается в сегменте одежды, поскольку магазины имеют большую вариативность, опираясь на маржинальность, превосходящую, например, область БТиЭ в несколько раз", – отметил он.
Также в последнее время к акции приобщаются и всевозможные онлайн-сервисы – от онлайн-кинотеатров до музыкальных приложений.
Также в черную пятницу можно встретить акции на товары премиум-сегмента, находящиеся в топе продаж. Например, в акции участвуют Re: Store и C-Store, которые специализируются на продаже гаджетов компании Apple.
Елена Искратова, директор по управлению макрорегионами объединенной компании "Связной-Евросеть", в которую в том числе входит онлайн-магазин C-Store, рассказала, что они планируют снизить цены на 2 тыс. наименований товаров, но отдельные категории скидок и более крупные распродажи и розыгрыши пройдут для подписчиков их онлайн-магазинов.
"Таким образом, мы предлагаем клиенту получить не просто прямую скидку, как это делают большинство компаний, а вовлечь его в игру, добавить азарта в черную пятницу", – рассказала она.
В компании отметили, что во время прошлогодней акции выручка выросла более чем в 2 раза. В этом году они ожидают рост общей выручки на 80% в сравнении с прошлым годом, а по сравнению со средними ежедневными показателями рост составит примерно 1,5-2 раза.
В компании "Юлмарт" рассказали, что в прошлую черную пятницу самыми популярными категориями товаров стали смартфоны, ноутбуки, планшеты, процессоры, комплектующие и техника для дома. При этом продажи товаров выросли в 3 раза в денежном выражении, в этом году в компании ожидают не меньшие показатели.
"В период акции мы выделяем ограниченное число товаров: стараемся привлекать внимание к конкретным категориям. Мы сразу снижаем цены на ограниченный ассортимент, на некоторые товары предлагаем скидку по промокоду", – рассказали в "Юлмарте".

Борьба с липовыми скидками

При этом многие пользователи порой с сомнением относятся к чистоте проводимых акций и скидок в интернет-магазинах. В этом году в числе участников акции заявлена площадка Aliexpress, продавцов с нее иногда уличали в искусственном завышении цен перед массовыми акциями, чтобы затем создать иллюзию скидок. Пользователи сайта "Хабр" 2 года назад даже проанализировали динамику ценообразования на товары, которые участвовали в традиционной распродаже на Aliexpress "11.11". В итоге выяснилось, что порядка 28% скидок оказались ненастоящими, а 48,5% – незначительными.
Алексей Федоров из "220 Вольт" указывает, что именно так называемые "профессиональные покупатели", отслеживающие цены задолго до акций, сдерживают онлайн-ретейлеров и стимулируют их проводить честные акции.
"Летом были приняты поправки, которые увеличивают НДС до 20%, и можно прогнозировать более раннее начало массовых распродаж товаров. Граждане привыкли экономить и считать деньги. Поэтому скидки работают, только если они подкреплены конкретными предложениями и покупатель понимает, сколько он экономит именно в деньгах. Так что в этом году традиционные распродажи будут куда более честными", – добавил он.
Екатерина Воробьева из РАЭК отметила, что бороться с нечестными скидками в организациях интернет-торговли начали давно и таких явлений стало значительно меньше.
"Для абсолютного большинства ретейлеров ясно, что в интернете все прозрачно, и отследить изменение цены несложно. При организации акции проводится выборочная модерация акционных предложений ретейлеров на предмет искусственных скидок, кроме того, уже в процессе акции работает горячая линия РОЦИТ, куда покупатели могут пожаловаться, если обнаружат обман. В случае поступления претензий покупателей или сомнений по поводу честности предложений ретейлеров со стороны организаторов сомнительные акционные предложения снимаются с размещения до поступления объяснений от магазина. Если пояснений не последует или выявится ошибка или обман, акционные предложения не вернутся на площадку, если же будет предоставлено аргументированное объяснение, акции вернут на сайт", – подчеркнула она.

Кто еще участвует в черной пятнице

Помимо традиционных онлайн-ретейлеров в черной пятнице участвуют представители и офлайн-рынка. Например, компания "Ашан" предлагает концепцию "фиджитал" (phygital, от сочетания слов physics и digital), которая объединяет офлайн и онлайн-покупки. То есть клиенты смогут приобрести товары в интернете и забрать их из магазина.
В черную пятницу размер скидок варьируется от региона к региону. При этом, несмотря на широкий ассортимент товаров, участвующих в акции, по выручке "Ашан" все равно не получает больших показателей.
"Конечно, во время проведения акции отмечается значительный рост продаж в количестве, однако в денежном выражении влияние меньше, учитывая глубокие скидки, которые мы делаем", – рассказали в компании.
В книжном онлайн-магазине "ЛитРес", наоборот, заметили значительное увеличение выручки во время последней распродажи.
"Проследить динамику продаж "ЛитРес" можно на примере проданных книг издательства "АСТ". В черную пятницу выручка увеличилась на 16,2%, количество проданных книг выросло на 45%. Продажи книг издательства "Альпина Паблишер" выросли на 70%, выручка – на 38%; количество покупок позиций издательства "Эксмо" выросло на 33%, выручка – на 19%. В целом продажи в период проведения прошлогодней ноябрьской распродажи выросли на 50% по сравнению с предыдущей неделей", – рассказали в компании.
В распродаже участвовали и обычные книги, и бестселлеры – последним уделялось особое внимание. Позиции, на которые давалась скидка, "ЛитРес" согласовывал с издательствами.