Фото: Ковалев Петр
Фото: Ковалев Петр

Постчемпионский синдром. Доля пустующих торговых площадей в III квартале выросла до 7,8%

13073
Павел Никифоров, Наталья Модель
6 ноября 2018, 08:35

Показав максимальную заполненность в преддверии чемпионата мира, стрит–ретейл откатывается назад. Показатели вакансий пока остаются на минимальном уровне, но уже в ближайшее время обещают вырасти.

Светлое прошлое

За первое полугодие 2018 года в Петербурге открылось в 4 раза больше торговых точек, чем закрылось. Собственники помещений старались быстрее сдать помещения, а арендаторы — въехать в них обязательно к мундиалю. Основное количество новых заведений (38%) традиционно — организации общественного питания. Всего за первое полугодие 2018–го на основных торговых улицах Петербурга заработало 455 новых торговых точек, подсчитали в Knight Frank St Petersburg. Помимо общепита лидером по числу открытий выступил сегмент fashion.

К III кварталу накал страстей стал спадать. В частности, как отмечают в Colliers International, продуктовые сети перестали проявлять интерес к основным торговым коридорам. "В сравнении с аналогичным периодом прошлого года не было открыто ни одного сетевого супермаркета, в том числе из развивающегося сегмента эксклюзивных монопрофильных магазинов", — говорит Владимир Каличава, руководитель департамента услуг для ретейлеров Colliers International.

Если судить по запросам в компанию Knight Frank St Petersburg, можно отметить, что большинство арендаторов интересовалось помещениями средней площади на главных и прилегающих к ним торговых магистралях города, а также большими площадями в новых районах (Мурино, Кудрово, Парнас). Средний метраж, рассматриваемый для аренды, — 150 м2.

Чаще всего запросы поступают все от тех же операторов общественного питания (более 30%), продуктовых магазинов (20%) и аптек (10%). У рестораторов востребованы большие помещения (в среднем 250 м2). Торговцы продуктами и владельцы аптек рассматривают, соответственно, в среднем 300 и 100 м2, чаще — в спальных районах. Критерии оценки, по словам главы отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анны Лапченко, традиционны — высокий пешеходный и транспортный трафик.

Туманное будущее

По данным компании JLL, к концу III квартала на основных торговых улицах Петербурга высвободились некоторые помещения, доля пустующих увеличилась с 7,5 до 7,8%. Самый значительный рост вакантности — на уровне 1–2 п. п. — произошел на 6–7–й линиях В.О., Садовой ул. и Московском пр.

"Третий квартал традиционно является периодом сниженной активности арендаторов, и этот год не является исключением. Однако в нынешнем году негативный эффект может быть усилен окончанием ЧМ. Уже в августе ажиотаж, связанный с открытием в первую очередь кафе и ресторанов под мундиаль, схлынул", — говорит Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге.

Пока это не оказало влияния на количество свободных помещений на туристических улицах, но, исходя из растущего числа запросов на поиск нового арендатора, эксперты ожидают увеличения вакантности и ротации в этот осенне–зимний сезон.

"На фоне низкого туристического сезона мы можем наблюдать умеренную по сравнению с предыдущим периодом динамику по новым открытиям. Осторожность ретейлеров можно объяснить и предстоящим повышением ставки НДС", — отмечает Владимир Каличава.

Ценное настоящее

На этом фоне ставки аренды постепенно снижаются. "Арендные ставки упали, по нашим оценкам, в среднем на 11%. Но это удешевление довольно условно, поскольку абсолютно не коснулось центра города. Стремительный рост food–ретейла и конкуренция за самые вкусные локации позволяют собственникам держать цену", — говорит Алексей Федоров, управляющий партнер "220 Вольт". "Помещения в хороших местах как стоили дорого, так и стоят. Привлекательны по ценам сейчас те помещения, где неочевидна выгода арендатора, где приходится раскручивать место. В центре я сейчас вижу много свободных площадей и для продажи, и для аренды. Гораздо больше, чем было раньше, но эти объявления висят долго", — полагает совладелица сети магазинов "Фруктовая лавка" Марина Станчиц.

Что касается не центральных районов, то стоит сказать о давлении интернет–коммерции на традиционный ретейл и тенденции к падению его рентабельности. "А это, в свою очередь, влечет за собой поиск предпринимателями более бюджетных вариантов или прекращение деятельности вовсе. В некоторых местах мы часто наблюдаем обновление арендаторов каждые 11 месяцев (это срок стандартного договора аренды)", — констатирует Федоров.