Мелодии из магнитофона. Петербург оказался в лидерах тренда на аудиокассеты

Автор фото: Иван Царин
Основатель лейбла Post-Materialization Music Сергей Ефремов

У виниловых пластинок появился конкурент за сердца хипстеров и меломанов — аудиокассеты. "ДП" изучил, как Петербург оказался в лидерах этого модного тренда.

Последние несколько лет на мировой музыкальный рынок медленно, но уверенно возвращаются аудиокассеты. В то время как большинство музыки распространяется через стриминговые сервисы, а продажи на физических носителях в прошлом году упали на 59%, продажи конкретно кассет выросли на 74%. Пусть тиражи совсем невелики — около 130 тыс. экземпляров в год против 14 млн копий того же винила, тенденция заметна.
Рост популярности аудиокассет прослеживается и в России. Причем Петербург является пионером в возрождении этого, казалось бы, забытого формата. Как рассказал "ДП" Сергей Ефремов, основатель лейбла Post–Materialization Music, единственного из нашей страны попавшего в список самых интересных музыкальных издательств 2017 года по версии журнала Guardian, за последние годы спрос вырос в несколько раз.
Тиражи своих аудиокассет Post–Materialization Music заказывает в России. В Петербурге находится единственное в стране предприятие, занимающееся массовым выпуском этого физического носителя, — GoTape. Как рассказал "ДП" сооснователь компании Роман Павлов, расходные материалы — корпуса кассет и пленку — им приходится закупать за рубежом. Оборудование же было выкуплено на закрывающихся отечественных предприятиях.
"К сожалению, в России крах кассетной индустрии имел фатальные для ее возможного будущего последствия, — сетует Роман Павлов. — Большая часть материалов и оборудования была попросту уничтожена. Учитывая, что российский бизнес ориентирован на большие прибыли и массово потребляемый товар, на масштабное восстановление производства рассчитывать не приходится".
Несмотря на небольшие объемы, локализация производства позволяет предлагать клиентам более низкую цену и избавлять их от таможенных расходов.
К слову, клиентами GoTape являются не только небольшие лейблы или андеграундные музыканты, но и звезды российской эстрады. Относительно недавно предприятие изготовило официальный тираж кассет группы "Руки Вверх".

Кассеты vs винил

Тиражи кассет пока относительно невелики. "Руки Вверх" заказали всего 200 экземпляров, быстро ставших раритетами. Максимальное количество экземпляров одного релиза, выпускаемого Post–Materialization Music, пока не превышало 500 штук. Однако эти цифры сравнимы с тиражами винилов, издаваемых российскими лейблами.
Продюсер, основатель музыкальной компании Bomba–Piter inc. Олег Грабко сообщил "ДП", что его издательство ограничивается небольшими тиражами в пределах 300–500 экземпляров.
Исключение составляют лишь пластинки таких топовых артистов, как "ДДТ" или "Аквариум". В этом случае тираж может достигать 1 тыс. штук.
Действительно, себестоимость одной пластинки при тираже 500 экземпляров составляет в России порядка 600 рублей. Стоимость же кассеты укладывается в 100–150 рублей в зависимости от самого носителя и комплектности — коробки, целлофанирования и так далее.
"В нашем магазине PLAY на Караванной улице тоже есть небольшой отдел с аудиокассетами. Рост интереса к ним действительно наблюдается, хотя я думаю, что в России их покупают скорее в качестве ностальгических сувениров — хорошие кассетные проигрыватели дорогие, запчасти практически не купить, — говорит Олег Грабко. — А вот рост продаж за рубежом закономерен. С оборудованием у них все проще".
Другую гипотезу, почему популярность кассет пока не вернулась в Россию, высказал и Роман Павлов: "У нас принято, с одной стороны, на всем экономить, а с другой — сорить деньгами. Для людей пиво по 300 рублей или такси по 600 — это нормально, а кассета или книжка за те же деньги — дорого. Хотя, в отличие от пива или такси, кассета или книжка с тобой останется навеки. Недавно я общался с человеком, который утверждал, что любая кассета, которая стоит больше 100 рублей, — это дорого! Попивая при этом пиво за 250. И заполучил у меня желаемую кассету обманом".

Кассеты на экспорт

По словам Сергея Ефремова, с точки зрения получения прибыли продавать кассеты лучше исключительно за границу. Там продвигать свои релизы гораздо проще. Есть радиостанции и журналы, которые до сих пор рассказывают о музыке на физических носителях. Российские лейблы и вовсе вызывают повышенный интерес как у дистрибьюторов, так и у артистов.
Post–Materialization Music последние годы как раз специализируется именно на издании кассет зарубежных музыкантов. В портфолио лейбла официальные издания таких исполнителей, как культовый американский джазмен Sun Ra, известные, в том числе в России, британцы The Legendary Pink Dots и Nurse With Wound. Также издательство продвигает за рубежом отечественную экспериментальную музыку.
Сергей Ефремов говорит, что он ищет себе дистрибьюторов среди американских и европейских магазинов. Главное в оптовых поставках — определиться с ценообразованием и сделать стоимость максимально низкой. Тогда велика вероятность, что закупщики заинтересуются продуктом и станут работать на постоянной основе, скупая большую часть тиражей.
Разумеется, как и в каждом бизнесе, в издании кассет есть свои риски. По словам Сергея Ефремова, при пересылке более или менее крупных тиражей платежная система PayPal, при помощи которой удобно и выгодно принимать денежные переводы в Россию, может заблокировать счет: они расценивают торговлю музыкальной продукцией как "заведомо рискованную деятельность".