Золото поманило ростом. Стоит ли сейчас покупать драгметаллы

Автор фото: Евгений Асмолов

Цена золота отскочила от минимума за 1,5 года. "ДП" выяснил, стоит ли ждать продолжения роста.

Два месяца цена золота колебалась ниже отметки $1216 за тройскую унцию. Наконец 11 октября котировки преодолели эту отметку и устремились к $1240. Затем в конце октября цена золота протестировала пробитый уровень сопротивления сверху. А в начале ноября возобновила подъем. С точки зрения технического анализа на графике золота образовался сигнал на покупку. "ДП" собрал мнения экспертов о том, стоит ли покупать драгметаллы сейчас с точки зрения фундаментального анализа.

Центробанки покупают

К фундаментальным факторам в пользу роста золота можно отнести растущий спрос на этот металл со стороны мировых центробанков. К примеру, Банк России сообщил, что в сентябре 2018 года закупил 1,2 млн тройских унций золота, или около 37 т. Всего за 9 месяцев 2018 года ЦБ РФ купил 199 т золота. ЦБ РФ активно покупает золото уже пятый год. За 2014–2017 годы он купил 802 т.
По оценке консалтинговой компании Metals Focus Ltd., нетто–покупки золота центральными банками в 2018 году вырастут впервые с 2013 года и составят 450 т по сравнению с 375 т в 2017 году.
Всемирный золотой совет (World Gold Council, WGC) подсчитал, что в III квартале 2018 года центробанки увеличили закупки золота на 22%, до 148 т. Это самый высокий уровень с 2015 года. Крупнейшим нетто–покупателем оказался Банк России, закупивший 92 т.
Спрос со стороны частных покупателей в III квартале, по данным WGC, увеличился на 13%, почти до 834 т. В том числе спрос на ювелирные украшения — на 6%, до 536 т, на инвестиционные монеты и слитки — на 28%, до 298 т.
По данным Китайской золотой ассоциации, за 9 месяцев 2018 года потребление золота в Поднебесной выросло на 5%, до 849,7 т, а производство тем временем снизилось на 0,57%, до 372,827 т.
"Когда Центробанк накапливает золото, то это прежде всего говорит о том, что регулятор готовится к периоду нестабильных валютных курсов, — считает Олег Абелев, начальник аналитического отдела ИК "РИКОМ–ТРАСТ". — Резервы в первую очередь нужны для поддержания стабильного курса валюты своей страны по отношению к мировым резервным валютам (доллару, евро, фунту и т. д.). Кроме того, увеличение закупок золота Банком России связано с активной продажей ценных бумаг казначейства США".

Не златом единым

Стоит отметить, что, хотя золото и подорожало от минимального уровня за текущий год примерно на 5%, по сравнению с началом года оно все еще дешевле примерно на те же 5%. В других драгметаллах ситуация иная, и некоторые из них могут показать лучшую динамику в будущем. К примеру, серебро торгуется на 14% дешевле, чем в конце прошлого года, платина — на 6%. А палладий за тот же период подорожал на 6% (см. графики).
Падение цен большинства драгметаллов привело к снижению активности торгов ими на Московской бирже. В сентябре 2018 года объем сделок с драгметаллами упал на 43% по сравнению с сентябрем 2017 года, до 9,87 млрд рублей, а за 9 месяцев с начала года — на 21%, до 76 млрд рублей. Зато в октябре объем сделок с драгметаллами на Московской бирже вырос на 23%, до 10,27 млрд рублей.
Кроме торгов физическим золотом и серебром, участники биржи торгуют фьючерсами на золото и другими драгоценными металлами. Объемы торгов фьючерсами на золото исчисляются миллиардами рублей в день. К примеру, 11 октября 2018 года только по одному контракту, на золото с исполнением в декабре, оборот составил почти 14 млрд рублей. С 11 октября, кстати, биржа начала торги поставочными фьючерсами на золото. Эти контракты предполагают для покупателя фьючерса возможность после даты исполнения забрать слиток металла весом 10 г. Однако пока они не пользуются популярностью — объемы торгов, как правило, составляют десятки тысяч рублей в день.
"Покупаю фьючерсы на золото с середины августа, — говорит Петр Пушкарев, шеф–аналитик ГК TeleTrade. — Сейчас фундаментальные причины для роста — это не только скупка физического золота центробанками. Главное — наличие принципиально слабых мест практически у всех активов и валют. Доллар слишком дорогой, в его стоимость слишком много заложено, включая и все подъемы ставок, которые все равно через год завершатся. Евро через год почти наверняка будет стоить дороже, но пока на него давит сверхмягкая политика EЦБ, которая продлится до лета. Аналогично с японскими активами. Швейцарцы слишком много вложили в американские акции, которые еще расти могут, но велики и шансы на глубокую коррекцию: ни франк, ни иена поэтому не могут выполнять роль полноценного убежища, как раньше. Остаются из консервативных инструментов облигации, из венчурных, так скажем, — золото".
На внебиржевом рынке активно обращаются золото и серебро в слитках, а также инвестиционные монеты из драгметаллов. Однако при покупке слитков нужно платить НДС, который при продаже не возвращается, а по монетам банки, торгующие ими, устанавливают большие спреды между ценами покупки и продажи. И налог, и ценовая политика банков резко снижают инвестиционную привлекательность слитков и монет.
"Инвестиции в драгметаллы — это прежде всего долгосрочные инвестиции, особенно если речь идет о монетах и слитках, — рассуждает Анна Кокорева, заместитель директора аналитического департамента компании "Альпари". — Покупая фьючерс на 1–2 месяца, можно ничего не заработать и при этом заплатить комиссию. Активность центробанков является сигналом для покупки золота, но косвенным, так как причин, по которым банки покупают металл, может быть много. В данном случае мы считаем, что покупка идет на фоне нарастающей нестабильности на глобальном рынке, на фоне торговых войн и деглобализации. Мировые регуляторы понимают, что существенно зависят от доллара США и других резервных валют, которые в случае кризиса или обострения геополитической ситуации могут обесцениться или быть заморожены, поэтому перекладывают деньги в безрисковые активы".
Еще одним способом отыграть предполагаемый рост цен на драгметаллы можно считать покупку акций золотодобывающих компаний. Правда, их котировки не всегда коррелируют с ценой металлов. "Акции российских золотодобывающих компаний уже несколько лет торгуются в "боковике", так как цены на золото достаточно стабильны, однако если стоимость металла начнет расти, то и акции пойдут в гору", — полагает Анна Кокорева.
"Акции таких компаний, как ГМК "Норильский никель", "Полюс" и "Полиметалл", которые являются наиболее ликвидными на российском рынке среди представляющих золотодобывающий сектор, являются неплохими инструментами для инвестирования. Ряд компаний, например "Лензолото", могут быть интересны с дивидендной точки зрения", — отмечает Олег Абелев.
Золото будет постепенно набирать в цене, вплоть до уровней сначала $1270, а позднее и $1300–1350 за унцию. Сильные дневные движения вверх по золоту мы уже видели не только 10–11 октября, когда фондовые рынки падали, но и 1 ноября, когда биржи росли. Серебро и платина тоже будут расти в цене. Но они не в полной мере рассматриваются как средства сбережения и сильно зависят от промышленного спроса, который может быть неустойчивым в зависимости от темпов мировой экономики. Золото же только выиграет и от любого замедления, и от торговых противоречий.
Петр Пушкарев
шеф-аналитик ГК TeleTrade
На фоне роста волатильности на американском фондовом рынке, а также на долговом рынке начал возвращаться интерес к активам–убежищам, в том числе и к золоту. Усиление геополитической напряженности также влияет на спрос на драгметаллы. Но говорить о том, что в ближайшее время цена на золото стремительно пойдет вверх и срочно нужно покупать фьючерсы и монеты, преждевременно. Пока потенциал роста ограничен. Если восходящий тренд продолжится, то ближайшая отметка, от которой цена начнет корректироваться, — это $ 1350 за унцию.
Анна Кокорева
замдиректора аналитического департамента "Альпари"