Мы отдаем миллиарды в чужую экономику, маркируя импортный алкоголь за пределами России

 

Российские компании и бюджет страны ежегодно теряют огромные деньги на услугах, связанных с маркировкой алкогольной продукции. Эта проблема тянется уже не первое десятилетие. Вопрос переноса маркировки импортного алкоголя на российскую территорию возникал еще в 1990–е, но тогда остался на уровне разговоров. Острой необходимости в преобразованиях не ощущалось, и связано это было в том числе с тем, что на международной арене ситуация тогда обстояла совсем иначе. К тому же в приоритете перед страной тогда стоял ряд других задач, и импорт алкоголя в этот список не входил.
Однако в последние же годы во многом в связи с комплексом экономических и политических изменений, возникших после 2014 года, проблема маркировки импортируемой алкогольной продукции, да и в целом перевод российских грузов из портов соседних стран на отечественные, приобретает все большую актуальность.
По всем правилам, импортируемая алкогольная продукция в розничной таре должна попадать на территорию Россию уже отмаркированной. Транспортировка такой продукции без акцизной марки в России невозможна. Как показывает практика, сегодня большая часть алкоголя, который идет в Россию, маркируется не на заводах–производителях, а в транзитной зоне. Речь идет о Латвии, Литве и Эстонии — именно через эти страны проходит львиная доля алкоголя, предназначенного для российского потребителя.
Отечественные компании–импортеры платят немалые деньги иностранным организациям за услуги по маркировке, хранению алкоголя и транспортировке груза. И нужно четко понимать, что все эти средства могли бы остаться в нашей экономике и работать дальше внутри страны. Если говорить о проблеме комплексно, становится ясно, что, отдавая иностранным компаниям услуги по маркировке алкоголя, мы также дарим им кроме денег рабочие места, загруженность складских терминалов и ряд других принципиально важных вещей.
Возможность маркировать алкоголь на российской территории могла бы дать импульс развитию в первую очередь Петербурга. Алкогольная продукция для России практически со всего света идет именно через Прибалтику. Переориентация грузов напрямую на Россию в данном случае означает переход никуда иначе, как в петербургский порт, а также порты Ленобласти. Уверен, отечественные стивидорные компании лишь поддержат идею о развитии линейки дополнительных услуг в своих терминалах.
Для решения текущих проблем и для изменения условий работы с алкогольной продукцией необходимо будет предпринять целый комплекс мер и со стороны бизнеса, и со стороны государства. Чтобы выстроить механизм удобным для всех образом, понадобятся изменения в правовой базе. Компании, в свою очередь, должны будут подготовить технические условия для работы с алкогольной продукцией. И хотя все это может потребовать немало времени и сил, все эти изменения позволят существенно изменить жизнь петербургского и российского бизнеса. Но пока неоднократные обращения к властям остались без внимания.
Александр Занин, генеральный директор ЗАО "П.Р.А.–Лтд"