Судьба тарифа. Бизнес и власть о ситуации с ростом тарифов на водоснабжение

Недавний рост тарифов на водоснабжение вызвал у бизнеса резкие эмоции. Выход из ситуации предприниматели и власти искали на круглом столе в "ДП".

Ирина Бугославская, заместитель председателя комитета по тарифам Санкт-Петербурга:

— Сегодня в рамках круглого стола обсуждается вопрос об особенностях образования тарифов на водо- и электроснабжение в Санкт-Петербурге. Полномочия по установлению тарифов, подлежащих государственному регулированию, переданы комитетуправительством Петербурга соответствующим правительственным актом. При этом необходимо отметить, что все действия комитета основаны на соблюдении требований и норм, предусмотренных федеральными нормативными актами, связанными с формированием тарифов на водоснабжение, водоотведение, электроэнергию.
Федеральный закон 416-ФЗ и большое количество подзаконных актов определяют порядок регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение. Основной ресурсоснабжающей организацией, которая в нашем городе осуществляет водоснабжение и водоотведение, является ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», обеспечивающее около 97% розничного рынка. Примерно половина объемов реализуется населению, и вторая половина — промышленным предприятиям и организациям.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» представляет в комитет обосновывающие и расчетные тарифы к регулированию в установленные законодательством сроки. Изменение тарифов происходит с 1 июля каждого года один раз в году. При этом в первом полугодии каждого года тарифы сохраняются на уровне предыдущего полугодия. Действия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», когда оно считает свою тарифную заявку, тоже не носят произвольный характер. Правительством Петербурга утверждена Схема водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга на период до 2025 года с учетом перспективы до 2030 года.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» получило утвержденные тарифы в рамках долгосрочного регулирования с 2016 года до 2020-го. При этом все тарифные проекты публично обсуждались с участием депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, общественных организаций. Утвержденные тарифы опубликованы на сайтах комитета, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и размещены в компьютерных справочных и информационно-правовых системах.
При этом темп роста тарифов для потребителей ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в рамках долгосрочного периода — это 12% для всех, кто не относится к населению, и 10% — для населения.
В этом году развернулась особенно большая кампания, связанная с обсуждением высокого темпа роста тарифов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», хотя подчеркиваю, что эти темпы роста тарифов, как и сами тарифы на услуги ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», были известны с 2015 года.
Специалисты комитета постоянно анализируют ситуацию, связанную с долей расходов на энергетические ресурсы в составе себестоимости промышленных предприятий, которая в среднем не превышает 3%, в том числе затраты на холодную воду и водоотведение составляют в затратах предприятий меньше процента.
Особое негодование мы получили по поводу тарифов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» от предприятий, которые занимаются государственным оборонным заказом, которые получают финансирование за счет федеральных источников. От Минобороны России, Минфина России и Федеральной антимонопольной службы на свой запрос комитет получил однозначный ответ: при формировании государственного оборонного заказа должны учитываться тарифы, которые устанавливаются регулирующим органом субъекта. Поэтому то, что тарифы для ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» установлены на долгосрочный период, делает ситуацию прогнозируемой, прозрачной и понятной.
Должна отметить, что в рамках оптимизации затрат на 2018 год ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» снизило темп роста тарифов на воду и услуги по водоотведению, которые оно реализует населению, до 7,5%.
По инициативе промышленных предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу, организована рабочая группа, в которую вошли специалисты комитета по энергетике и инженерному обеспечению, комитета по тарифам Санкт-Петербурга, представители Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга и Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при губернаторе Санкт-Петербурга, советники Уполномоченного по защите прав предпринимателей. На сегодня можно уже говорить об итогах ее работы. Основной вывод состоит в рекомендации проводить более эффективную работу с задолженностью потребителей за услуги, оказанные ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

«ДП»:

— С чем вы связываете эмоции петербургского бизнеса, которые последовали после объявления новых тарифов на водоснабжение?

Ирина Бугославская:

— На мой взгляд, экономика говорит сама за себя. Если доля затрат на воду для большинства предприятий меньше 1%, я не вижу серьезных причин для эмоций.
Если сравнивать тарифы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то у отдельных областных водоснабжающих организаций тариф вдвое выше. Есть регионы, у которых тарифы на холодную воду и особенно на водоотведение ниже, но это потому, что водоснабжающие организации не выполняют в полной мере обязательства, связанные с очисткой сточных вод, с поддержанием высокого уровня экологической безопасности, которые выполняет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Сетевое хозяйство ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» отличается большой протяженностью канализационных сетей и наличием коллекторов с глубиной заложения до 80 метров, что не имеет аналогов в большинстве городов-миллионников.
Кроме того, в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» значительный объем сточных вод проходит очистку на сооружениях, где внедрены технологии глубокого удаления биогенных элементов, в рамках выполнения обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация в целях выполнения Хельсинкской конвенции по защите морской среды региона Балтийского моря.

«ДП»:

— А интересы города и интересы ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» — одно и то же?

Ирина Бугославская:

— Конечно, это очень связанные вещи. Потому что экология, надежность, бесперебойность снабжения — это интересы потребителей города, а значит, и Санкт-Петербурга.
Но при этом ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» должно иметь такие тарифы, чтобы обеспечить эту работу в том числе с учетом выполнения инвестиционной программы в соответствии с утвержденной правительством Санкт-Петербурга Схемой водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга.

Виктор Якунчихин, генеральный директор ЗАО «Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны «Шушары»:

— Наше агентство оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению в производственной зоне «Шушары». Все наши абоненты — это коммерческие предприятия. В городе кроме «Водоканала» и нас есть и другие такие же организации, их около 27 штук.
В производственной зоне «Шушары» специфика бизнеса — это в основном складская и производственная деятельность. Мы почти всех резидентов нашей производственной зоны знаем. Относительно «Водоканала» мы небольшой игрок, что позволяет нам более внимательно относиться к своим абонентам, многие из которых также являются нашими партнерами по другим направлениям бизнеса. Доля их затрат на услуги водоснабжения и водоотведения, как правило, не высока. В среднем значения по затратам наших абонентов за 2017 год составили от 20-30 тыс. рублей в месяц, а у половины из них ежемесячные затраты не превышают 100 тыс. рублей.
Все сети водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемые нами, мы создали за счет частных инвестиций, и у нас, конечно, тоже есть определенные проблемы, к примеру: большая протяженность сетей, а объем водоотведения и водопотребления небольшой, что влияет на текущий доход; сложности с подключением новых абонентов.
Наши сети построены с запасом мощности, чтобы обеспечить возможность получения коммунальных услуг новыми резидентами производственной зоны и тем самым повысить инвестиционную привлекательность производственной зоны «Шушары». Поэтому, чтобы окупить вложенные инвестиции и развивать сети, мы заинтересованы в подключении новых абонентов, а нас в этом ограничивают. Мы почему-то должны все время просить у «Водоканала» «согласование на свое существование», а он является монополистом, суть существования которого заключается в том, чтобы уничтожить конкуренцию.
Но если в городе останется только один игрок на данном рынке, лучше от этого не будет в первую очередь самому потребителю.

Ирина Бугославская:

— В 2017 году комитет по тарифам в порядке индивидуального регулирования принял более 70 решений по присоединению к инженерным системам. При этом в каждом виде рассматриваемых расходов по присоединению комитет исключал затраты, которые не связаны с непосредственным присоединением или завышены.
В результате по итогам за 2017 год 700 млн рублей — это сумма снижения расходов потребителей на присоединение. Аналогичным образом подключение потребителей стало более дешевым в 2018 году.
Решений такого рода комитетом было принято 67, из них 31 решение — по водоснабжению и водоотведению.

Виктор Якунчихин:

— Почему государственные предприятия и учреждения, а также управляющие компании ЖКХ освобождены постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 №1677 от взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод в канализацию Санкт-Петербурга? Чем они отличаются от предприятий частного бизнеса, не связанного с ЖКХ?
Для государственных учреждений и компаний, жилкомсервисов, населения и предприятий надо сделать одинаковый подход в этом вопросе. Не правильно делать из предпринимателей врагов окружающей среды, несущим в одиночку ответственность за качество стоков и благополучие окружающей среды.
Везде работают наши горожане, которые не несут за свои деяния какой-либо личной ответственности и, как следствие, сбрасывают в канализацию и дома, и на работе все, что попадет под руку. А конечным ответственным и плательщиком за это безобразие становится предприниматель, что увеличивает затраты его бизнеса, уменьшает возможности для увеличения заработных плат работников, ухудшает эффективность экономического устройства и экологию государства: либо мы все несем равную финансовую ответственность, либо «усердно работаем над информированностью населения и его сознательностью».
К слову, я считаю, что и тарифы на водоснабжение и водоотведение по тем же причинам для населения и предприятий должны быть одинаковыми, чтобы конечный потребитель (гражданин Санкт-Петербурга) представлял реальную цену этих ресурсов. А то не очень понятно, то ли собственники предприятий несут на себе бремя содержания коммунального хозяйства, то ли администрация города тратит финансовые ресурсы городского бюджета на его дотационную поддержку. В любом случае и то и другое точно никак не способствует эффективности коммунального хозяйства.

«ДП»:

— Что происходит с тарифами на электроэнергию?

Ирина Бугославская:

— На рубеже 2015-2016 годов промышленные потребители испытали стресс из-за высокого темпа роста тарифов на электрическую энергию. Необходимо отметить, что федеральное законодательство устанавливает не только правила регулирования, но и правила урегулирования споров между регулируемыми организациями и органами регулирования.
Длительное выяснение отношений ПАО «Ленэнерго» с комитетом в Федеральной антимонопольной службе завершилось необходимостью включения в тарифы затрат, которые комитет не признавал экономически обоснованными. Несмотря на упорную борьбу, решение ФАС России обернулось высоким ростом тарифов.
Кроме того, должна напомнить, что тарифы на электроэнергию для всех потребителей, кроме населения, — нерегулируемые. При этом половина тарифа — это электроэнергия, покупаемая на оптовом рынке по свободным ценам. Часть конечного тарифа — это услуга по передаче электрической энергии и сбытовые надбавки, которые регулирует комитет. Вместе с передачей это примерно 55% от складывающегося тарифа. С учетом всех факторов комитет планирует сохранить темп роста тарифов для конечных потребителей на последующие годы в пределах 10%.

Александр Шереметьев, генеральный директор АО «Нева Металл Посуда»:

— Я представляю промышленное предприятие, которое работает на потребительском рынке. С госпожой Бугославской мы встречались 2 года назад в Торгово-промышленной палате. Я являюсь председателем гильдии товаров народного потребления при СПбТПП. Если мы подойдем к «Ленэнерго», то охарактеризовать компанию иначе, как врага, не получается. Самая высокая стена по поводу инвестиционной активности в городе — «Ленэнерго». Сейчас предприятие использует электроэнергии вдвое меньше, чем раньше, но ежемесячно я плачу 400-600 тыс. рублей. Моя компания должна получать электроэнергию и, следовательно, тарифы по высокому напряжению. Например, в Псковской области, где есть еще один завод, совершенно другая картина. В Петербурге большой избыток электроэнергии. Но тем не менее то, что творится с «Ленэнерго», — это удавка на шее промышленности Санкт-Петербурга. Но мой поставщик — другая компания.

Ирина Бугославская:

— Вы вводите в заблуждение уважаемых участников круглого стола. Для вашего предприятия электрическую энергию поставляет независимая сбытовая компания, мы это выяснили несколько лет назад. Таким образом, вашему предприятию в Санкт-Петербурге предлагается тарифный план, который в соответствии с законодательством не имеет ограничения и является договорным.
Электрическая энергия и мощность, которая приобретается на оптовом рынке — ОРЭМе, является нерегулируемой для любой сбытовой компании. Но преимущество гарантирующего поставщика электрической энергии по сравнению с независимой сбытовой компанией состоит в том, что он обязан применять утвержденные тарифы на услугу по передаче электрической энергии и утвержденную сбытовую надбавку.
Так что, выбирая сбытовую компанию, необходимо просчитать экономическую целесообразность.

Александр Шереметьев:

— Это ошибочное утверждение по тарифам. Цена на мою продукцию снизилась. Есть рыночные ограничения. У народа денег нет, и все продажи товаров идут при помощи акций. Если все монополисты и крупные компании могут позволить себе поднять цены и сохранить прибыль, то мы не можем. Сейчас в производстве товаров народного потребления поднять цены практически невозможно. У моей компании всегда было прибыли много, а в этом году я вообще ее не зарабатываю. Если кому-то кажется, что у всех есть резервы, то мы, на самом деле, накопили огромный инфляционный потенциал благодаря позиции правительства. Средства из промышленности изъяли.

Ирина Бугославская:

— Потребителям всегда кажется, что темп роста тарифов на ресурсы велик. Но нужно понимать, что организациям, которые проходят процедуру тарифного регулирования, необходимо обосновать каждую статью расходов, которую они планируют заложить в тариф. Это длительный процесс, связанный с неоспоримыми доказательствами по величине необходимых расходов, которые формируют тарифы на энергетические ресурсы, в том числе по расходам, которые должны обеспечить надежность и бесперебойность энергоснабжения потребителей города.
Сегодня непросто решается судьба тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ПАО «ТГК-1», для потребителей города.
Многочисленные судебные разбирательства не могут удовлетворить ни специалистов ПАО «ТГК-1», ни потребителей тепловой энергии в данной зоне теплоснабжения, так как заявленный темп роста тарифов на тепловую энергию со второго полугодия 2019 года может составить более 40%. Очевидно, что только компромиссное решение может привести к разумному приемлемому итогу.

«ДП»:

— Каковы перспективы тарифной политики на ближайшие 2 года? В этом году сначала прошли выборы, потом повысился тариф. В следующем году будет наоборот.

Ирина Бугославская:

— Тарифное регулирование осуществляется в рамках требования федерального законодательства, в котором нет никаких слов о выборах. Срок изменения тарифов приходится на 1 июля каждого года. При этом тарифы в первом полугодии сохраняются. Ориентиры для определения темпов роста тарифов на основные ресурсы предлагает Минэкономразвития России по согласованию с правительством Российской Федерации.
Темпы роста тарифов на территории Санкт-Петербурга могут отличаться от заданных в среднем по России с учетом специфики каждой ресурсоснабжающей организации в отдельности, с учетом степени износа инженерных коммуникаций, наличия или отсутствия инвестиционной программы, эффективности работы.
Если мы говорим о населении, то предполагаем, что предельный темп прироста суммарного платежа гражданина за коммунальные услуги с 01.07.2019 по сравнению с декабрем 2018-го не превысит 4,5-5%. Конкретная величина предела будет утверждаться на уровне правительства Российской Федерации и губернатора Санкт-Петербурга.