Заемный труд завезли в Россию иностранцы. Итоги введения ФЗ №116

Вот вполне типичный диалог (из телефонного интервью с кандидатом на временный проект):
— Выплата за каждую смену или раз в неделю?
— Нет, 2 раза в месяц на карту.
— Тогда нет. Спасибо. Мне нужно за каждую смену.
Такой ответ наши специалисты слышат последние 2 года чаще и чаще. А ведь еще несколько лет назад для кандидатов (в том числе и на производственные проекты) имело значение оформление отношений, отчисления в Пенсионный фонд и прочие признаки взаимодействия в русле закона. Но в последнее время наш экономический ландшафт изменился.
Услугу по предоставлению временных сотрудников, обозначенную нашими народными избранниками почему–то грубой калькой с английского "заемный труд", принесли в Россию иностранные компании. У них на Западе сезонные колебания объемов производства или торговли вполне рационально покрываются в том числе временной рабочей силой. Собственно, в конце 1990–х клиентами по этой услуге и были иностранные фирмы. Но по мере экономического роста эта услуга в разных вариациях стала востребованной и отечественным бизнесом. Росло и количество поставщиков, далеко не все из которых оформляли отношения с сотрудниками. Особенно с приезжими из соседних государств. Этих поставщиков становилось все больше, а все изменения и ужесточения нашей налоговой политики, административных процедур обходили их стороной: ведь они как пришли вне поля закона, так в нем и продолжали работать.
Но во второй декаде нашего века, в том числе при активном участии профсоюзов, наши депутаты решили озадачиться вопросом узаконивания этой сферы деятельности. Надо отметить, что у истоков ФЗ №116 стояли люди, которые к бизнесу, как это нередко бывает в нашем законотворчестве, никогда не имели никакого отношения. И результат был соответствующий. Получился один из настолько сырых и неоднозначных законопроектов, что, читая его, все эксперты рынка не могли и представить, что его примут.
Спустя 3 года можно подвести очередные итоги. По нашей оценке, объем легального бизнеса в этой сфере серьезно уменьшился. При этом не очень прозрачных поставщиков все чаще стали привлекать даже иностранные компании, закрывая глаза на их серость. Оплата наличными за смену или раз в неделю (например, через привоз денег прямо на производство) стала практически нормой. Практически никто не работает по ФЗ №116, и это понятно: он предполагает такое количество ограничений и дополнительных обязательств, что услуги в его рамках теряют какой–либо экономический смысл. То есть задачу обеления экономики и этот закон не решил.
Мария Маргулис, директор кадрового агентства "1000 кадров"