Как менялся рынок веб–разработки

Представить сейчас бизнес без сайта в интернете невозможно. А ведь 25 лет назад рынка веб–услуг не существовало: потенциальные клиенты не сразу поняли ценность таких услуг. Первые студии разработки начали появляться в Москве в 1993–1995 годах, в Петербурге они открылись не раньше 1997 года. Сначала это были филиалы московских компаний. На тот момент веб–разработка была не более чем хобби, заработать этим было сложно. В бизнес это занятие стало превращаться через 10–15 лет. К этому времени веб–студий было уже достаточно много, стали появляться рейтинговые агентства, которые могли как–то оценивать и классифицировать то, что эти студии делали. В те годы уже можно было оценивать объемы рынка веб–разработок и количество веб–студий. В 2009 году объем рынка оценивался примерно в 7,2 млрд рублей, на нем работало около 2,5 тыс. студий.
Тогда же начали появляться бизнес–ассоциации, в которые объединялись ведущие веб–студии Рунета. Самые популярные — Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Ассоциация интерактивных агентств (АИА). Потом заказчики стали проводить тендеры на разработку сайтов и веб–приложений. Количество веб–студий стало расти, рынок начал трансформироваться.
За последние 10–15 лет портрет типичной веб–студии не поменялся, среднегодовой оборот и количество денег на рынке тоже не поменялись (если говорить о деньгах, привязанных к доллару, и учитывать курс валют в то время и сейчас). В данный момент типичная веб–студия — это 5–15 штатных специалистов. Она работает на рынке 5–10 лет, имеет около 10–20 постоянных клиентов и делает по одному–два проекта в месяц. Перечислим несколько основных и старейших игроков. Это Actis Wunderman, AIC, Qsoft, Студия Артемия Лебедева, "Ашманов и партнеры", Artwell и т. д. На рынке нет монополистов, если не считать студии, которые работают с крупнейшими компаниями России.
Вход на рынок веб–разработок до сих пор не требует больших временных и финансовых затрат. Если есть компьютер, интернет, знания в программировании — можно создавать микро веб–студию, делать какие–то заказы и начинать свое дело. Сейчас на рынке 13 тыс. студий, основной пирог делят 200–300 компаний. Остальные — фрилансеры–одиночки, имеющие хорошую специализацию в одной области, либо мелкие веб–студии, которые состоят из трех–четырех человек и хорошо делают только продукты одного вида (например, сайты на "1С–Битрикс"). И веб–студии, которые работают на субподряде у крупных компаний. Так что для молодых предпринимателей это отличная ниша для старта.