В кризис не до колечек. Продажи ювелирной розницы по итогам года вырастут максимум на 1%

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

В прошлом году российский ювелирный рынок начал восстанавливаться после серьезного падения в 2015–2016 годах. По итогам этого года аналитики ждут незначительного роста продаж. Однако на развитии ювелирных сетей эти оценки не отразились. Количество ювелирных магазинов в Петербурге продолжает сокращаться.

Надежда на рост

Ситуация в ювелирной рознице примерно такая же, что и на всем потребительском рынке. По отношению к показателям 2014 года объем продаж ювелирки в 2015 году снизился на 40%, а в 2016–м — на 18%, свидетельствуют данные Fashion Consulting Group. В 2017 году рынок немного вырос — на 3,8% в рублях без учета инфляции. Реальные же темпы прироста минимальны — 1,3%, объем рынка — 323 млрд рублей. По оценке партнера исследовательского агентства М. A. Research Анны Синявской, в 2018 году ювелирная розница вырастет на 3,7–4,5% в стоимостном выражении. Реальные темпы прироста (с учетом инфляции) будут либо нулевыми, либо не превысят 0,8–1,0%.
Продажи у одних игроков падают за счет роста у других, считает директор по маркетингу сети магазинов TOUS в России Надежда Позднякова. "В целом затянувшийся кризис и девальвация рубля не влияют на восстановление, — рассуждает она. — Но, с другой стороны, происходит эффект привыкания, и потребители постепенно начинают возвращаться к привычным тратам и удовольствиям, несмотря на их более высокую стоимость".
На этом не самом позитивном фоне торговые сети по продаже ювелирных изделий сильно сократили свое присутствие в Петербурге. Эксперты JLL пришли к выводу, что доля этого сегмента в структуре арендаторов стрит–ретейла в основных торговых коридорах города сократилась в 1,5 раза — с 3,4% на конец 2015 года до 2,2% на конец III квартала 2018 года.
По оценке Knight Frank St. Petersburg, доля рынка стрит–ретейла, которую занимают действующие ювелирные магазины, в первом полугодии 2018 года составила 1,6%. Для сравнения: у лидера — операторов общественного питания — 31%. В М. A. Research фиксируют, что с мая 2017–го по май 2018 года в городе и области закрылось 90 магазинов ювелирных сетей, а открылось 70, то есть количество чистых открытий было отрицательным.
Среди крупнейших ювелирных сетей в Петербурге — разделенные "585GOLD" Александра Смирнова и "585/Золотой" Алексея Феликсова и Антона Петрова, Московский ювелирный завод, "Бронницкий ювелир", Sunlight, Pandora, "Ювелир–Карат", "Ювелирторг" (учредителями АО "Ювелирторг" являются Александр Царенков, Сергей Богомолов, Владимир Ларченко, Наталья Васюта), а также "Русские самоцветы" Сергея Докучаева.

Ушли в мини–формат

Бурное развитие ювелирного сегмента в Петербурге позади, признает руководитель департамента услуг для ретейлеров Colliers International Владимир Каличава. Сейчас операторы придерживаются стратегии точечного развития и расширяют площади по мере появления интересных помещений.
Многие ювелирные компании, сокращая расходы на содержание магазинов, арендовали небольшие "островки" площадью 5–25 м2 в торговых комплексах, отмечает глава агентства недвижимости Lapina Екатерина Лапина.
"Например, с Невского пр. в "Галерею" и "Невский центр" в свое время ушли "Русские самоцветы" и FREY WILLE. NeoGold сменил помещения на Большом пр. П.С. и Невском пр. на корнеры в торговых точках марки "Консул", — перечисляет руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg Анна Лапченко. — Это актуальная тенденция, в первом полугодии 2018 года в помещениях стрит–ретейла закрылось втрое больше ювелирных магазинов, чем открылось".
Впрочем, есть и новые открытия — на Невском появился первый в городе магазин российского ювелирного холдинга "Ринго". Сеть магазинов Tous планирует открыть два новых магазина в Петербурге до конца года.
Вместе с тем ювелирные сети остаются сильными игроками на рынке аренды. Ведь, как правило, в их распоряжении собственные производства, поэтому рентабельность бизнеса находится на высоком уровне. Из–за этого собственники помещений рады видеть их в качестве арендаторов, признают брокеры.

Айфоны интереснее

В кризис ювелиры столкнулись с несколькими вызовами. Ювелирные изделия перестали быть покупкой спонтанного спроса, поэтому, принимая решения об открытии новой точки и ее локации, представители этого сегмента достаточно серьезно взвешивают все за и против.
Из–за снижения доходов россиян спрос сместился в сегмент более дешевых изделий — вместо золотых украшений стали покупать серебряные, говорит аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев.
"Основным драйвером спроса в ближайшие 3–5 лет будет изменение дизайна, смещение ассортиментной политики производителей и розничных компаний в сторону современных мировых тенденций", — считает Анна Синявская. В числе таких трендов использование сочетаний дорогого и дешевого сырья, авторский дизайн, в том числе ориентированный на молодых покупателей. По мнению Надежды Поздняковой, на российском рынке тенденция к "модности" уже прослеживается: потребители предпочитают изделия из драгоценных металлов, при этом им важен дизайн и стиль.
Меняется и профиль потребителей из–за смены поколений. Молодые люди куда больше вовлечены в цифровые технологии, чем в особенности огранки драгоценных камней. Поэтому они предпочитают тратить свои сбережения скорее на покупку смартфонов, планшетов и другой электроники, чем на ювелирные украшения. Драйверами роста рынка могут стать легализация и снятие запретов на интернет–торговлю ювелирными изделиями. По мнению игроков рынка, это станет одним из ключевых стимулов для развития продаж.
Роста на рынке давно не ощущаем. Если в Москве и Петербурге дела идут более или менее, то в регионах наблюдаем сильное падение продаж. Также сокращается и количество магазинов. Для стабилизации рынка нужно либо снизить цену, что невозможно, так как золото торгуется на международных рынках, либо снизить предложение, что сейчас на рынке и происходит. Ожидаем, что итоги 2018 года будут на уровне 2017 года — без какого–либо прироста. В 2019 год смотрим с небольшой опаской, это связано с возможным введением новых санкций и снижением покупательной способности населения.
Сергей Докучаев
президент ОАО "Русские самоцветы"
Ювелирные сети были вынуждены изменить формат торговых площадей, отказавшись от объектов в стрит–ретейле, перемещаясь в торговые центры и отдавая предпочтение выделенным зонам — "островкам". Рост продаж в магазинах также стимулирует расширение дополнительных услуг: обмен старых украшений на новые с доплатой, бесплатная чистка, корректировка размера, увеличенный срок гарантии и т. д. Многие сконцентрировались на специальных ценовых предложениях и на жесткой оптимизации ассортимента.
Анна Лебсак–Клейманс
генеральный директор Fashion Consulting Group