Большая мусорная реформа. Бизнес и власть о перспективах переработки отходов

Автор фото: Валентин Беликов

На круглом столе в "ДП" обсудили будущее регионального оператора по работе с мусором.

"ДП":

— С 1 января в Петербурге начнет работать оператор по обращению с отходами. У участников рынка и тех, кто производит отходы, до сих пор остается много вопросов. Как власти и оператор (ГУП "Завод МПБО–2") налаживают работу и с теми и с другими?

Кирилл Пащенко, зампредседателя комитета по благоустройству Санкт–Петербурга:

— После утверждения единого тарифа для регионального оператора Петербурга 28 сентября ГУП «Завод МПБО–2» начало кампанию по заключению договоров с производителями отходов. Менее чем за месяц уже охвачено порядка 40% производителей, это в первую очередь население. Считаю, неплохой показатель.
Перевозчики до введения института регионального оператора сами определяли, куда везти отходы. Сейчас совместно с комитетом по благоустройству регоператор разработал программу развития перерабатывающих мощностей. В Петербурге уже имеется единственная на Северо–Западе площадка по переработке мусора — на территории собственно завода МПБО. Отходы обезвреживаются путем аэробного компостирования, и получившийся продукт может использоваться в сельском хозяйстве.
В прошлом году от общего числа отходов, образуемых в Петербурге, было обработано около 17%. Это в 3 раза больше, чем средний показатель по России. С запуском аэробных барабанов завода МПБО на полную мощность удастся увеличить этот показатель.

Андрей Антонов, учредитель ООО «Мехуборка СПб»:

— Мы согласны, что перерабатывающие мощности, раз они у нас в городе есть, надо загружать, так как это полезно для экологии. Мы понимаем также, что полигоны в Ленинградской области не резиновые. Однако цена размещения на заводе МПБО всегда отличалась в большую сторону от размещения на полигонах, поэтому рынок выбирал, где ему выгоднее. На то он и рынок.

Дмитрий Смирнов, руководитель направления рециклинга пивоваренной компании «Балтика»:

— Наша компания ответственно подходит к вопросам экологии. На всех предприятиях уже 15 лет организован раздельный сбор производственных отходов, которые мы направляем на переработку или вторичное использование. Тем самым сокращаем объем отходов, вывозимых на полигоны для захоронения, и снижаем нагрузку на окружающую среду. На каждом заводе у нас заключен договор с тем или иным оператором по обращению с отходами.
Уже сейчас в регионах присутствия наших производственных площадок, где выбраны региональные операторы, мы совместно обсуждаем процессы работы с ТКО после 1 января 2019 года, разрабатываем необходимый пакет документов для заключения договоров.

Кирилл Пащенко:

— Да, это правда. Чтобы создать настоящую, оптимизированную, выгодную всем участникам систему, придется поработать. Региональный оператор обязан поэтапно вводить систему раздельного сбора. На первом этапе необходимо ввести разделение опасных и неопасных отходов. Батарейки, градусники, ртутьсодержащие лампы — все это сейчас, к сожалению, смешивается с твердыми коммунальными отходами и мешает переработке в качественный компост. На каждой контейнерной площадке должен появиться отдельный специальный терминал.
А дальше мы начнем обсуждение той модели, которая устроит всех — и бизнес, и власти, и жителей. Ведь чем больше отправится на переработку, тем меньше придется вывезти и тем за меньший объем заплатишь.
Стоит добавить, что идея раздельного сбора — это еще и способ экологического просвещения. Когда человек начинает разбирать отходы у себя дома, складывая батарейки отдельно, он уже делает шаг в правильную сторону. Самыми главными потребителями этой идеи являются наши дети.

"ДП":

— Сейчас участники рынка переживают: когда и на каких условиях регоператор начнет заключать договоры с перевозчиками? Ответа от самого ГУП пока нет. Правда ли, что город решено поделить на несколько лотов, которые и будут выставлены на конкурсы?

Кирилл Пащенко:

— Аукционная документация буквально в эти минуты разрабатывается регоператором. Есть ряд сложных вопросов, которые нужно решить при объявлении конкурса. Однако в самое ближайшее время аукцион будет проведен. До 1 января 2019 года, дня начала работы регоператора, договоры с перевозчиками должны быть заключены. Разделение на лоты прямо предписано постановлением правительства. Я за баланс. Можно каждого производителя отходов разыграть на конкурсе, но это нерационально.

Андрей Антонов:

— Действительно, конкурсную документацию мы пока еще не видели. Чтобы переход со старых договоров на новые прошел безболезненно, с момента подведения итогов конкурса должно пройти хотя бы 2 месяца. Если конкурсы состоятся в ноябре, нормальные компании успеют войти в рынок с 1 января. Раньше к ноябрю мы уже твердо понимали, с кем будем работать после Нового года.
Правильно ли мы поняли: если заключение договора с региональным оператором затянется до февраля, до марта, мы продолжим выполнять свою работу и получать за нее деньги от заказчиков, в конкретном случае — компаний, управляющих жилыми домами? Для нас, перевозчиков, это очень важно.

Кирилл Пащенко:

— Правила по обращению с отходами говорят, что заключенные договоры продолжают действовать до тех пор, пока не завершится процедура заключения соглашения между регоператором и перевозчиком.
Если управляющая компания намеренно уклоняется от нового договора, продолжая отношения по старому, к ней могут быть применены санкции в виде административного штрафа. Городской комитет по природопользованию уполномочен составлять протоколы и штрафовать по подобным правонарушениям.
Природоохранное законодательство и санитарные нормы предписывают вывозить отходы каждый день — за выполнением этого правила будут следить контролирующие органы, а управляющая компания будет оплачивать выполняемые перевозчиком услуги.
У регоператора есть право заключать многолетние договоры — до конца срока действия соглашения между регоператором и субъектом Федерации.

"ДП":

— Уже понятно, как будет осуществляться взаимодействие с полигонами, которые теперь, после закрытия Новоселок, расположены исключительно в Ленинградской области?

Андрей Антонов:

— Действительно, мощностей завода МПБО не хватит для того, чтобы принять все городские отходы. Когда они кончатся — мы повезем в область? Стоимость перевозки будет ли при этом одинаковая? Если до завода 25 км, то до полигона — все 125 км.

Кирилл Пащенко:

— Городу, конечно, не хватит ресурсов одного только завода. Производственная программа завода 2019 года рассчитана на прием 500 тыс. т. По территориальной схеме, у нас в год образуется 1,7 млн т отходов. Значит, 1,2 млн т поедут на лицензированные полигоны в Ленобласти. Стоимость размещения на полигонах не должна волновать перевозчиков, так как за размещение будет платить регоператор. Оплата труда самого перевозчика будет осуществляться на основании показаний чипа — откуда забрал отходы и куда с ними приехал.

Дмитрий Смирнов:

"Балтика" еще в 2013 году начала развивать проект "Принеси пользу своему городу" — это проект по раздельному сбору отходов. То есть еще до внесения поправок в законодательство, обязывающих производителей и импортеров выполнять нормативы по утилизации отходов, образовавшихся от реализации готовой продукции, — или уплачивать экологический сбор.
На сегодняшний день проект "Принеси пользу своему городу" получил свое развитие более чем в 46 городах России, мы инвестировали в организацию инфраструктуры для раздельного сбора более 50 млн рублей, установили на придомовых территориях около 3 тыс. контейнеров для селективного сбора отходов у населения.
Только за прошедший год совместно с нашими партнерами, отраслевыми операторами, мы передали на переработку более 55 тыс. т различных видов отходов упаковки. Для нас важно не только собрать, но и обеспечить замкнутый цикл.

Кирилл Пащенко:

— И это только начало. Коллеги из "Балтики" замкнуты на реальных переработчиков стекла. Переработчикам и самим очень нужны такие заказы, а себестоимость и экономический выхлоп небольшие. На кону рабочие места. Хорошо, что "Балтика" продолжает работать именно с переработчиками, а не с перепродавцами вторичного ресурса. Это правильный курс.
У полигона интерес — побольше принять отходов. Так он заработает больше денег. У перевозчика — вывезти. Для того чтобы добиться переработки, все это должно быть сосредоточено в одних руках — руках оператора. Тем более что он — крупнейший переработчик отходов в регионе.