Для быстрого роста. Кому надо идти в акселераторы

Автор фото: Photoxpress

В Петербурге работает 15 акселерационных программ для стартапов разных отраслей и стадий. "ДП" разобрался, кому надо, а кому не надо идти в акселераторы.

Фонд Softline Venture Partners начал прием заявок в новую акселерационную программу Global Growth Challange (GGC). Она рассчитана на 10 технологических компаний из России, СНГ и Балтии. В партнерах программы — компании Microsoft, ABBYY, "ОПОРА России" и Фонд содействия инновациям.
Проект ориентирован на стартапы, работающие на рынках интернета вещей, больших данных, облачных технологий, безопасности и искусственного интеллекта. Цель Global Growth Challange — помочь самым перспективным проектам запустить продажи на зарубежных рынках.
Участие для стартапов бесплатное. Прием заявок от проектов уже начался и закроется в конце декабря этого года; чтобы стать участником программы, инновационным компаниям придется пройти два этапа отбора — заочный и очный. Первый отбор начнется в январе. Сама программа продлится 3 месяца и начнется в марте 2019 года.
От потенциальных участников требуется готовый продукт или технология, команда минимум из двух человек, наличие клиентов и понимание того, зачем им выходить на зарубежный рынок. Также обязателен аргументированный прогноз выручки 80–100 млн рублей в год через 3–5 лет после выхода в новый регион присутствия. "К дополнительным критериям можно отнести наличие сильной мотивации у команды. Ограничений по возрасту у нас нет", — поясняет Дмитрий Поляков, заместитель руководителя Softline Venture Partners.
Курс поделен на четыре образовательных модуля, охватывающие такие темы, как право и финансы, особенности масштабирования технологического решения и его локализация, продажи и продвижение. Некоторые занятия проведут менторы из Microsoft и ABBYY.
Это не единственный способ для петербургских стартапов превратиться в зарубежные компании. С выходом на американский рынок, например, проектам помогают Starta Capital и Tech Mafia, а также бизнес–инкубатор "Ингрия", венчурный фонд iDealMachine и Фонд развития интернет–инициатив (ФРИИ). Так, уже известный на мировых HR–рынках петербургский стартап "Робот Вера" вышел на рынок США именно через ФРИИ. Выходу на зарубежный рынок, как правило, предшествует период кропотливой работы команды в рамках того или иного акселератора.

Куда податься

Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — это процесс ускоренного развития стартапа. Как правило, на акселерацию попадают проекты на ранней стадии. На этом этапе стартаперы тестируют десятки гипотез, выбирают наиболее подходящую для них бизнес–модель и варианты масштабирования проекта.
В Петербурге работает около 15 акселерационных программ от ЦРПП, ФРИИ, iDealMachine, РВК, Senior Advisors, ИТМО, СОБА, "Ингрии", АСИ, НИУ ВШЭ. Периодически о запуске корпоративных акселераторов сообщают отраслевые компании. Сейчас, например, в городе работает корпоративный акселератор от Кировского завода, а также акселератор FirstBITLab от компании "Первый БИТ".
"Шесть из 15 предназначены для проектов в сфере IT, интернета и mobile, четыре — для технологических проектов, четыре — для любых, по одному для социальных и туристических, — рассказывает Михаил Раяк, инвестор и ведущий эксперт Северо–Западного центра экспертиз. — Большинство предусматривают взаимодействие с проектами ранней стадии развития".
Требования к участникам у каждой программы, конечно, свои. Так, например, бизнес–инкубатор высокотехнологичных, "железных" и IT–проектов Future Technologies от ИТМО берет в акселератор только команды, в составе которых есть разработчики и менеджеры. При этом создаваемый продукт должен выходить на рынок размером более 100 млн рублей и иметь значимое конкурентное преимущество. А акселератор "Мастерская старта продаж" от ФРИИ работает только с проектами из сферы IТ, с готовым MVP (минимальным жизнеспособным продуктом), первыми продажами и командой, в которой больше двух человек.
Для старта акселерации важны грамотная оценка проектом доли рынка, которую он планирует занять, и желание основателей развивать свой проект.

В чем польза, брат

Надо понимать, что в рамках акселерации консультанты, менторы и наставники не делают работу за проект, а задают правильный вектор, то есть дают рекомендации для развития проекта и масштабирования бизнеса, говорит Елизавета Уросова, заместитель директора бизнес–инкубатора "Ингрия".
Для начинающих предпринимателей польза от акселерации очевидна, есть она и для тех, кто уже успел добиться некоторых успехов в развитии своего стартапа.
"Для проектов это возможность более быстрого старта на рынке при участии опытного партнера, который поможет упаковать продукт, запустить продажи, познакомиться с нужными в индустрии людьми и построить полноценную профессиональную местную команду", — поясняет Елена Силинская, директор по развитию iDealMachine.
Польза заключается в возможности задать любой вопрос наставнику, опробовать бизнес–модель в тепличных условиях, проработать варианты развития событий, найти членов команды, подготовить заявку на инвестиции, перечисляет Михаил Раяк.

Случай из практики

Многих известных и успешных проектов на рынке не было бы, если бы команда стартапа вовремя не прошла акселератор и не оказалась в нужных руках: нередко после акселерации менторы помогают стартапам находить инвесторов из числа своих партнеров или инвестируют в проект сами. Например, компания Prixel — один из участников "Биржи стартапов" от "ДП" — впервые заявила о своем проекте в бизнес–школе SumIt при ИТМО. Сейчас компания печатает на 3D–принтере рельефные репродукции картин — эффект сходства с оригиналом впечатляет заказчиков как в России, так и за рубежом. Команда прошла стартап–акселератор iDealMachine, на его площадке в мае 2013 года молодые предприниматели и разместили свой офис. Акселератор в обмен на 15%–ную долю в бизнесе дал $20 тыс., которые пошли на доработку технологии, аренду мощностей, производство пяти первых образцов картин и их художественную экспертизу. Репродукции подарили полезным людям и компаниям, чтобы запустить сарафанное радио. В итоге Prixel попала в десятку (наряду с известным проектом COUB) молодых российских компаний, способных завоевать европейский рынок, по версии французского журнала Journal du Net. Проект уже несколько лет активно развивается на зарубежных рынках.
Елена Силинская приводит пример этого года: "Команда Micotech (разрабатывает износостойкие минеральные покрытия) пришла в индустриальный акселератор Кировского завода с наличием первых продаж и небольшим количеством постоянных клиентов. Совместно с акселератором они выбрали несколько каналов продаж, определили цели по каждому на время программы и критерии, по которым оценивалась эффективность каждого канала. В результате программы проект уже сделал 10 продаж на общую сумму 3 млн рублей и сформировал воронку продаж на 94 млн рублей".

Кому не надо

Эксперты не советуют проходить акселерацию стартапам, имеющим излишнюю уверенность в перспективности своего продукта. "Причина проста: такие участники не получают пользу от программы и лишь разочаровываются в ней, при этом сам процесс становления бизнеса замирает. Также не имеет смысла тратить время и средства компаниям, не готовым к резким переменам", — объясняет Михаил Раяк.
Вряд ли найдут что–то полезное в акселерационных программах для стартапов серийные предприниматели, у которых есть опыт запуска нескольких успешных бизнесов. "Не надо идти в акселераторы тем, кто уже имеет связи для вывода продукта на рынке, и тем, кто не готов отдать долю фондам и корпорациям", — говорит Елизавета Уросова. Некоторые акселерационные программы (не все) предусматривают такие условия.