Помни о нефти. Как мы платим за нефтяные кульбиты

Сытый был 2018 год, как выясняется. Тем печальнее его проводы. Вчера товарные биржи зафиксировали падение нефтяной цены сразу на 7%. Налицо все признаки медвежьего тренда: WTI, например, дешевела 12 торговых сессий подряд — рекорд за всю историю торговли этим инструментом с 1983 года. Еще месяц назад на рынке говорили о вероятном возвращении нефтяных котировок к $100 за баррель. Теперь даже скромные $65 за Brent кажутся оптимистичным сценарием.
Здесь, как водится, две новости. Хорошая в том, что эти $65 отлично вписываются в стратегии, расписанные на всех уровнях госуправления. Чиновники прекрасно научились жить по принципу memento mori, откладывая триллионы рублей на черный день, который, как мы теперь понимаем, непременно наступит. Сама собой отвалилась и главная внутриэкономическая проблема с ценами на бензин (и, как следствие, инфляцией). Нефть вернулась к мартовским уровням, а стало быть, напрасными оказались совещания вице–премьера Дмитрия Козака, продемонстрировавшего истинное лицо современной плановой экономики. Можно было никого не морозить: по логике, теперь бензин подешевеет и без всякого регулирования. Если, конечно, логика в России существует.
Ну а плохая новость известна давно: новая нефть — это российские граждане. Именно на случай таких вот нефтяных кульбитов правительство сокращает пенсионные расходы, увеличивает налоги и даже в ситуации очевидного кризиса отстаивает повышение топливных акцизов. А еще есть новый инструмент — условный "налог на свободу". 300 тыс. рублей заплатит петербуржец за оскорбление чувств верующих роликом с поющим "Мурку" священнослужителем; 22 млн — журналисты The New Times за непредоставление сведений об иностранном финансировании… Деньги, кстати, уже собрали. Всего за 4 дня гражданское общество проявило чудеса краудфандинга, что только на руку в дальнейшей практике административных наказаний за все подряд.
В России на сырьевые котировки стоит поглядывать как на прогноз погоды. Пока что в календарике можно зафиксировать дату "6 декабря" — в этот день ОПЕК соберется, чтобы решить, как реагировать на падение цен. Хотя, даже если они восстановятся, это вряд ли умерит аппетит государства до наших денег. Ему ведь виднее, как их потратить.