Белоруссия и США покупают: онлайн-экспорт из России вырос вдвое, до $746 млн

За 2 года произошел почти двукратный рост объема онлайн-рынка розничного экспорта из России. Товары интернет-магазинов пользуются спросом в Белоруссии, США и Казахстане. Самые популярные категории – "одежда и обувь", "электроника" и "коллекционные вещи". Ретейлеры, таким образом, негласно поддерживают майский указ об удвоении несырьевого экспорта, но смогут ли его выполнить производители в других отраслях?

Общий объем экспорта из России материальных товаров через Интернет за 2 года вырос с $430 млн до $746 млн, количество отправленных посылок – с 7,9 млн до 11,2 млн, а средний чек иностранных покупателей – до $67, говорится в совместном исследовании Data Insight и eBay.
"Реальность превзошла ожидания экспертов, и вместо 14% рынок увеличился на 28% в 2017-м и еще на 36% в 2018 году. Мы оцениваем экономический потенциал розничного онлайн-экспорта из России в $10 млрд, который можно достигнуть в ближайшие годы при условии консолидации всех игроков и регуляторов рынка", – отметил гендиректор eBay в России, Израиле и на развивающихся рынках ЕС Илья Кретов.
В общем объеме выручки экспортеров лидирует Белоруссия (18,6%), на втором месте продажи в США (17%), и Казахстан замыкает тройку главных стран-покупателей в российских интернет-магазинах (12,8%). В целом товарооборот со странами дальнего зарубежья за 2 года вырос на 54%, а со странами СНГ – более чем в 2 раза (114%).
Доли Белоруссии и Украины в российском онлайн-экспорте за 2 года выросли на 30-35%, достигнув 19% и 8% соответственно. При этом доля США осталась неизменной – на уровне 17%, а доли большинства западных стран сократились.
Белоруссия и Казахстан привлекают экспортеров растущей интернет-аудиторией, отсутствием языкового барьера и таможенной очистки, а также сниженными таможенными платежами, отмечают аналитики. США также являются перспективным рынком для продавцов, так как предлагают наличие платежеспособного спроса, низкую стоимость доставки и беспошлинный ввоз заказов до $800.
"В среднесрочной и долгосрочной перспективе фокус на экспорт в страны Европы, Северной Америки и дальнего зарубежья более оправдан. И на то есть причины: проникновение Интернета в них выше, доверие к онлайн-шопингу больше, а главное – покупательская способность намного превышает аналогичный показатель в странах СНГ", – прогнозируют эксперты.
Лидерство среди экспортных продаж сохраняет категория "одежда и обувь", которая составляет 36% от общей выручки российских предпринимателей. Помимо нее с 14% в тройку вошли "электроника" и "товары для дома и интерьера". Самыми быстрорастущими категориями оказались "электроника и бытовая техника" и "косметика", показав прирост выручки на 5% и 3% соответственно. Кроме того, растет и популярность "коллекционных вещей" (10%).
Какова доля собственно российских производителей в общем объеме экспортных продаж, в отчете не указывается, не смогли уточнить эту информацию и в самом eBay. Там отметили, что 50% экспортеров на площадке не производят товары самостоятельно, а закупают их для дальнейшей перепродажи. 22% предпринимателей являются и производителями, и дистрибьюторами одновременно. Такая же доля и у тех, кто занимается только производством. Таких продавцов 22% от общего числа экспортеров.
Страновая структура российского онлайн-экспорта в 2018 году
Источник: Data Insight и eBay

Москва продает

Согласно отчету, 83% заказов, сделанных из-за рубежа, приходится на продавцов из Центрального федерального округа. Это связно с тем, что большая доля продаж приходится на крупные онлайн-магазины, сконцентрированные в Москве. Согласно экспортному индексу России, можно выделить 12 перспективных регионов с долей онлайн-экспортеров выше среднероссийской.
На первых трех местах расположились Москва (с экспортным индексом 196), Петербург (185) и Саратовская область (134). В список также вошли Волгоградская (125), Московская (117), Омская (113), Самарская, Воронежская и Калининградская области (106) и республики Марий Эл (128), Чувашия (102) и Удмуртия (101).
Драйвером опережающего роста стали крупные интернет-магазины: Wildberries, LaModa, KupiVip, которые вкладывают ресурсы в освоение соседних рынков, подчеркивают в Data Insight. Аналитики не раскрывают доли этих компаний в общем объеме выручки. Активно развивающийся на рынках СНГ Wildberries в прошлом году стал крупнейшим российским интернет-магазином и вошел в пятерку самых дорогих интернет-компаний страны по версии Forbes.
В этом году две трети роста рынка интернет-магазинов, по данным Data Insight, обеспечивают Wildberries и Ozon (плюс 60 тыс. и 16 тыс. заказов в день соответственно). В сентябре 2018 года Wildberries отчитался о том, что его общие продажи выросли на 80% относительно сентября 2017 года. Интернет–магазин Ozon планирует нарастить продажи одежды и обуви в 10 раз в течение ближайших 3 лет.
Конкуренцию им должен составить трансграничный маркетплейс Сбербанка и "Яндекса", который, как ожидается, будет запущен в "Черную пятницу", 23 ноября. Маркетплейс по примеру Amazon возьмет на себя всю ответственность за логистику и доставку товара, за адаптацию контента на русский язык и его маркетинг. Приоритетными категориями новой торговой площадки будут одежда, обувь, смартфоны и гаджеты. Средний чек на новой площадке будет выше, чем на маркетплейсах, ориентированных на китайских продавцов.
Регионы отправок розничного онлайн экспорта
Источник: Data Insight и eBay

Проблема НДС

Говоря о тормозящих развитие факторах, 8% продавцов отметили, что снижение налога на экспорт помогло бы увеличить количество предпринимателей, продающих за границу. 14% экспортеров сказали, что на желание экспортировать влияет низкая конкурентоспособность российских товаров, а еще 12% указали на высокую стоимость доставки. В 2018 году 86% отправлений средних и мелких компаний-экспортеров выполняются Почтой России. 14% пользуются другими операторами. Более 30% экспортеров пользуются экспресс-доставкой, а 20% доставляют товары зарубежному партнеру или представителю по каналам для оптовых поставок.
"Сейчас для российских игроков экспорт – это, скорее, сопутствующее направление бизнеса. Специально это направление мы пока не продвигаем. Один из ключевых барьеров для развития экспорта у "домашних" e-commerce-игроков – отсутствие возможности предъявлять НДС к вычету. Что касается зарубежных игроков, пока, как мы видим, их планы по продажам российских товаров за рубеж не вылились в масштабные истории", – считает PR-директор Ozon Мария Заикина.
Ретейлерам и производителям в наследие осталась экспортная система, ориентированная на природные ресурсы и тяжелую промышленность, ожидать каких-то радикальных и быстрых изменений без решения корневых сложностей не стоит, отмечает Денис Кочергин, сооснователь Livemaster.ru. Главными проблемами он называет возврат НДС, обратный импорт и ограничения по некоторым товарным категориям.
Между тем Илья Кретов подчеркивает, что вопросы возврата НДС российским экспортерам и бондовых складов были поддержаны Проектной мастерской РЭЦ по разработке национальной экспортной программы. "Почта России запустила несколько пилотных проектов с ФТС по ускоренному и упрощенному таможенному оформлению и оплате пошлин. Мы видим заинтересованность глав регионов к розничному экспорту как к альтернативному каналу развития экономики и предпринимательства", – заявляет топ-менеджер eBay.
Упростить возврат НДС экспортерам, правда только в границах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), может помочь взаимное признание цифровой электронной подписи. Об этом в кулуарах форума "Евразийская неделя" говорил заместитель министра финансов Илья Трунин. Однако он признал, что этот вопрос так и не был решен участниками ЕАЭС, несмотря на большой запрос со стороны бизнеса. "В результате складывается странная ситуация: когда российский экспортер пользуется всеми электронными сервисами, при экспорте товаров в Европу может быстрее получить возмещение НДС, чем при торговле со странами ЕАЭС", – отметил он.
Сдерживающие факторы по мнению всех участников рынка
Источник: Data Insight и eBay

Китай и майский указ

Ретейлеры ударными темпами наращивают экспортные продажи, поддерживая тем самым курс государства на развитие несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ). Удвоить объем ННЭ и довести его до $250 млрд президент поручил в майском указе. В августе Минэкономразвития предложило выделить 75,5 млрд рублей на развитие внешней торговли в 2019 году.
Наибольший объем расходов бюджета планируется направить на подпрограмму "Совершенствование таможенной деятельности": в 2019 году – 59 млрд рублей. Как ожидается, это приведет к сокращению времени таможенного контроля в автомобильных пунктах пропуска и таможенных операций в местах декларирования товаров, сокращению издержек экспортеров и созданию благоприятных условий для транзита.
По итогам прошлого года самыми востребованными российскими товарами в ННЭ стали алюминий, полуфабрикаты из железа или нелегированной стали, пшеница, лесоматериалы, медь, платина, горячекатаный прокат, а также комплексные, азотные и калийные удобрения, говорил "Ведомостям" ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрей Гнидченко. Все это, кроме проката, простые продукты с невысокой степенью переработки.
По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), за первое полугодие этого года Россия продала на зарубежные рынки несырьевых товаров на $70,3 млрд, что составило лишь треть от общего объема экспорта страны за этот период. Крупнейший покупатель российской продукции, в том числе и несырьевой, – Китай. По данным РЭЦ, в первом полугодии Россия экспортировала в КНР товары на сумму около $26 млрд, из которых $5,9 млрд пришлось на несырьевой экспорт.
Примечательно, что в октябре Alibaba Group (месяцем ранее было объявлено о создании AliExpress Russia при участии Mail.Ru Group, РФПИ и "МегаФона") объявила, что начнет продавать в Китае товары российских производителей, среди которых "Балтика", "Объединенные кондитеры", KDVGroup, "Вкусвилл" и более 20 других компаний. Насколько это поможет экспансии российских торговцев и ретейлеров в Китай – покажет спрос у китайских покупателей.
Пока же AliExpress.com остается самой популярной интернет-площадкой с китайскими товарами у россиян: доля маркетплейса составляет 86,8%. В 2018 году, по прогнозам АКИТ, объем выручки от продаж россиянам через AliExpress составит 212 млрд рублей. По итогам 2018 года объем рынка трансграничной торговли может составить 451,8 млрд рублей (в прошлом году – 374,3 млрд рублей). В Россию из Китая будет отправлено посылок на 244,6 млрд рублей (в 2017 году – 198,8 млрд рублей).