Фото: Андрей Федоров
Фото: Андрей Федоров

Петербург встал к станку. После обвала рынок станков оживает за счет импорта

19824
Татьяна Жданова
22 ноября 2018, 13:33

Петербургский рынок станкостроения сейчас — это единичные заводы–производители, несколько предприятий, работающих по принципу локализации, и большое количество дистрибьюторов. При этом последние, как правило, работают с иностранными производителями. Дистрибьюторы станочного оборудования, с которыми удалось поговорить "ДП", признаются, что не менее 90% их номенклатуры имеет иностранное происхождение.

Остатки роскоши

Реальная возможность нарастить свою долю на рынке у отечественных предприятий появилась в 2015 году, на фоне обрушения объемов импорта на 40% по сравнению с 2014 годом. Дно рынок нащупал в 2016 году. Тогда рост курса и санкции сыграли на руку отечественным станкостроителям — они начали наращивать обороты в среднем на 16% в год.

Тем не менее уже в 2017 году, по данным ФТС, импорт станков в Россию начал расти и составил $1,7 млрд. При этом год от года около 33% от общего объема импорта приходится на станки для дерево– и металлообработки и 11–12% — на запчасти.

В Петербурге официально зарегистрировано около 400 предприятий, указавших в качестве основной своей деятельности производство станков, но только единицы из них имеют собственное производство. Например, судя по данным сайта госзакупок, ООО "МПТО Прогресс", зарегистрированное как производитель оборудования для пищевых предприятий, благоустраивает пешеходные маршруты в городах Московской области. Станками, сообщили в компании, они не занимаются.

Но в Петербурге есть несколько настоящих производителей. Это, например, ООО "Станкозавод ТБС" — наследник некогда крупнейшего в регионе Ленинградского станкостроительного производственного объединения (ЛСПО) им. Свердлова.

Исполнительный директор предприятия Наталья Бомблевич подчеркивает, что остаться на рынке станкостроения в качестве отечественного производителя тяжелого оборудования заводу помогли компетенции предшественника, так как основная причина упадка отрасли в России — отсутствие научно–технических разработок и промышленной базы.

Она также отмечает, что в случае полного ухода с рынка иностранных станков у российских производителей попросту не хватит мощностей и ресурсов, чтобы удовлетворить спрос. "В условиях санкций рынок оказался свободен, но наша промышленность не была к этому готова: западные станки ушли, а российские не появились", — описывает сложившуюся ситуацию Алексей Мокшин, генеральный директор ЗАО "Балтийский станкостроительный завод" — предприятия, также считающегося "осколком" ЛСПО им. Свердлова, как и Станкозавод ТБС.

По словам Натальи Бомблевич, большинство заказчиков ее завода — предприятия ВПК, а также госкомпании "Росатом" и "Роскосмос". Правда, при этом большая часть заказов — это ремонт и модернизация станков. "Где–то 60% станков мы не продаем, а модернизируем — ремонтируем и устанавливаем новую систему ЧПУ (числовое программное управление)", — уточняет она.

Ремонт и модернизация — один из путей, по которому идут отечественные станкостроительные предприятия. Однако вся модернизация часто сводится к замене ЧПУ на последнюю версию, при этом сама система иностранного производства.

Еще один тренд на рынке, который выделяют игроки отрасли, — локализация сборки станков. "Сейчас каждый центральный областной город считает модным наладить у себя сборку и превращать китайское изделие в российское", — иронизирует Алексей Мокшин.

Привет из 1990–х

Закрепиться на своем же рынке российским производителям мешают сразу несколько факторов, и не всегда речь идет о недостаточных характеристиках выпускаемых станков.

"Предприятия, которые в предыдущие годы и в ближайшие несколько лет будут обновлять свой парк станочного оборудования, до этого покупали станки в 1980–1990–х годах, когда не существовало вообще никакого отечественного оборудования, — тогда рынок станкостроения был просто развалиной", — рассуждает представитель петербургской компании — поставщика промышленного оборудования ООО "Инкато" с годовой выручкой около 1 млрд рублей. По его словам, тогда все предприятия строились и модернизировались на иностранном оборудовании. И сейчас, когда появляется необходимость менять станочный парк, они купят уже привычное и проверенное — импортное.

Такая ситуация, например, сложилась на рынке полиграфии и упаковки. "В 1990–е годы перестало существовать предприятие "Ленполиграфмаш". В то же время происходила трансформация полиграфической и упаковочной отрасли: нужно было справиться с импортом, который пошел в страну. И отечественные предприятия, оставшиеся на рынке, справились с ним только потому, что покупали западное оборудование", — рассказывает Надежда Пантелеева, директор по маркетингу производителя упаковки ЗАО "Конфлекс СПб". Она вспоминает, что в начале 2000–х годов на рынке фактически не было российских полиграфических станков, близких по качеству западным аналогам.

Участники рынка также отмечают, что зачастую покупателями оборудования оказывается малый и средний бизнес, для которого приобретение станка — значительная трата. Они, стараясь сэкономить, покупают бывшее в употреблении оборудование и, как правило, не российского производства, потому что иностранные станки принято считать более износостойкими.

У нас на предприятии есть один–единственный отечественный аппарат — линия по розливу эфирных масел, которую мы покупали за 3 млн рублей где–то 3 года назад. Все остальное оборудование на нашем производстве иностранное. Так получается, что зачастую в России нет аналогичного производителя какого–либо станка. Или он есть, но различие в технологии и качестве колоссальное. Сравниваешь немецкие машины с нашими, и первые оказываются просто космическими аппаратами по сравнению с тем, что предлагают отечественные производители.
Артем Шильников
Артем Шильников
коммерческий директор ГК "Ева"
Продукция российских станкостроителей не очень востребована не только из–за своих характеристик. О некоторых производителях покупатели просто ничего не знают. В советское время предприятия вообще не думали о том, как продать свой станок, сейчас уже другая реальность. Грубо говоря, заводам не хватает рекламы. Надо больше рассказывать о себе и своей продукции, уделить внимание маркетингу — сейчас это основа, которая поможет продавать.
Виталий Заикин
генеральный директор ООО "Машпром–эксперт"