Кружок доброжелателей: расстановка сил в Смольном и петербургском парламенте

Автор фото: Интерпресс

Вячеслава Макарова торопят в сенаторы, пока из Совфеда не ушла Валентина Матвиенко.

Источники "ДП" полагают, что в городе складывается коалиция федеральных игроков, которая может противостоять Смольному на выборах. Фактом, свидетельствующим об этом, стала нежданная поддержка, которую спикер ЗакСаВячеслав Макаров недавно получил на конференции петербургской "Единой России". Вместе с тем для большинства участников эта операция может быть финальной в их нынешнем статусе — если верны слухи о грядущих переменах в Совете федерации.

Военно–космическая атака

На состоявшуюся в середине ноября партконференцию приехал секретарь генсовета ЕР Андрей Турчак и заявил с трибуны, что "партия не должна работать как политотдел при исполнительной власти", а Вячеслав Макаров, отстаивающий "субъектность" вверенной ему организации, поступает правильно. В том числе в Центральном районе, где уже больше года тлеет конфликт: местная "Единая Россия" переориентировалась на районные власти, а городская в ответ поменяла там руководство.
Таким образом, Турчак, как это поняли наблюдатели, фактически благословил Макарова двигаться тем же курсом, которым спикер шел при прежнем губернаторе Петербурга Георгии Полтавченко: держать Смольный в постоянном напряжении.
Хотя, как всем казалось, триумфальное шествие спикера остановилось летом. Тогда лояльное ему большинство Горизбиркома, недовольное кандидатурой своего будущего председателя Виктора Миненко, пришедшего из полпредства, написало в Центризбирком ультимативное письмо. В нем говорилось: "с учетом возможного различия мнений (в Горизбиркоме. — Ред.) относительно кандидатуры председателя полагаем необходимым рассмотреть возможность проведения предварительных консультаций председателя ЦИК Эллы Памфиловой с членами Петербургской избирательной комиссии". Почти официально промакаровские члены комиссии говорили, что у них большинство и за Миненко они голосовать не будут. Но с ними вместо консультации провели разъяснительную беседу — уже через день Миненко был избран 12 голосами за при одном против. Это дало основания говорить, что либеральная по отношению к ЗакСу эпоха Полтавченко закончилась: полпредство, обитатели которого вскоре переместились в Смольный, восстанавливает вертикаль власти.
Однако ноябрьская партконференция как будто повернула время вспять.

Друзья

Если оставить за скобками версию (впрочем, тоже имеющую право на существование), что выступление Андрея Турчака имело целью повысить его собственный авторитет как политика и партийного лидера, то можно говорить о намерении сторонних сил немного подраскачать ситуацию в Петербурге. Именно так считают собеседники "ДП" и в Петербурге, и в Москве.
К числу главных покровителей Вячеслава Макарова в столице в первую очередь традиционно относят Валентину Матвиенко. Считается, что у нее есть целый комплекс причин поддерживать Вячеслава Макарова в состоянии повышенной боевой готовности. Во–первых, говорят, что она недовольна итогами перемен в Смольном, так как пыталась усадить в кресло петербургского губернатора экс–министра транспорта, а ныне гендиректора "Группы ЛСР"Максима Соколова и, более того, якобы имеет не самые гладкие отношения с Александром Бегловым.
Во–вторых, как при прежнем губернаторе, так и при нынешнем Матвиенко — как можно предположить — должна быть заинтересована в наличии альтернативного Смольному центра силы, который будет ориентироваться на нее. А попросить Турчака было несложно: он заместитель Матвиенко в Совете федерации.
Вторым участником потенциальной коалиции, поддерживающей Макарова против современного Смольного, эксперты называют ректора Горного института Владимира Литвиненко. У него уже есть такой опыт. Меньше года назад, когда в Петербурге стали активно готовиться к президентским выборам, почти одновременно заявили о себе два президентских штаба. Один — из "общественников", курируемый Смольным. Другой — из Владимира Литвиненко и его заместителя Вячеслава Макарова. После переговоров с участием Москвы штабы объединились в один, но продолжали, как говорят, друг друга недолюбливать и подкладывать мелкие шпильки. Кроме того, в целом считается, что Владимир Литвиненко не относится к числу тех, кто поддерживает Александра Беглова.
Предполагаемая цель заинтересованных сторон не помешать избранию Александра Беглова, так как это вопрос высшего порядка, но выторговать себе в процессе некие преференции, в том числе кадровые. В этом смысле Вячеслав Макаров может быть замечательным инструментом. "Макаров выступил в той роли, в которой он сам постоянно использует демократическую оппозицию в ЗакСе", — заметил один из собеседников "ДП".

Большая игра

Вместе с тем почти одновременно прозвучали два слуха о переменах в Совете федерации. Московский — про грядущий уход Валентины Матвиенко (представляет исполнительную власть Петербурга в верхней палате российского парламента) и аналогичный петербургский — про Андрея Кутепова (сенатор от нашего ЗакСа). Полномочия Валентины Матвиенко закончатся в сентябре следующего года, когда они должны были истечь и у Георгия Полтавченко, развивайся ситуация штатным порядком. Говорят, что число претендентов на ее кресло растет, а самой Валентине Ивановне готовят какую–то более спокойную, "пенсионную" должность.
Уход Матвиенко способен серьезно подорвать позиции Вячеслава Макарова, за которого она всегда заступалась. В таком случае он останется один на один с озлобленным Смольным. Поэтому, считают источники, ему нужно перебраться в Совет федерации до ухода Валентины Матвиенко, без помощи которой эта операция трудновыполнима. Место для Макарова может освободить только Андрей Кутепов. Его считают человеком, абсолютно лояльным Валентине Матвиенко, в чьих руках, таким образом, оказываются все карты. Говорят, Кутепов хотел бы стать вице–губернатором, но не факт, что к этому готовы в главном здании на площади Пролетарской Диктатуры. Сам сенатор в ответ на вопрос о своих карьерных планах сообщил "ДП", что не знает, откуда взялась такая информация, и его на нынешнем месте "все устраивает".
Напомним также, что отправка в Москву — традиционный способ избавления от политических противников в Петербурге.