Акции упали из–за политики

 

Торги в понедельник проходили при безусловном влиянии ситуации, которая сложилась в результате инцидента в Керченском проливе. Данное событие возвращает рынок в состояние, когда риски внешних ограничений казались инвесторам почти неизбежными. По итогам торгов 26 ноября индекс Мосбиржи упал на 1,47%, до 2308,50 пункта, а РТС — на 2,64%, до 1084,17 пункта.
Наиболее сильное давление испытали на себе бумаги, которые в различной степени связаны с экономическим взаимодействием с Украиной. Сбербанк подешевел на 4,46%, поскольку повысилась вероятность обыкновенного отторжения собственности финансовой организации киевскими властями. Акции "Газпрома", которые подешевели на 1,49%, также являются постоянным заложником различных споров с соседним государством. Бумаги ВТБ потеряли 0,98%, поскольку банковский сектор в ограничительных планах США находится в первых списках претендентов на рестрикции, как и компания "Аэрофлот", чьи бумаги потеряли 2,5%. Текущее падение бумаг не стоит рассматривать в качестве критичного, поскольку первоначальная внешняя реакция на события была довольно сдержанной. Вполне вероятно, что дальше высказываний о необходимости дипломатического решения возникших проблем не зайдет. Поэтому стоит рассмотреть возможность осторожных покупок тех бумаг, которые показали наиболее сильное падение на эмоциях.
В секторах нефтедобычи и металлургии своя печальная история, связанная с тем, что Китай и США пока не могут договориться по торговым вопросам. Шансы на более негативный сценарий торговой войны повышают риски глобального спада в торговле, что приведет к сокращению спроса на основные товары российского экспорта. Соответственно, большинство акций данных секторов оказались в минусе: "ЛУКОЙЛ" (–1,01%), "Сургутнефтегаз" (–1,62%), "Северсталь" (–0,4%), НЛМК (–1,56%).

Курс индекса — 2250

Если оценивать ситуацию на рынке в целом, то на текущий момент доминируют негативные факторы. Данные по движению капитала также говорят против отечественных активов. Согласно информации Emerging Portfolio Fund Research, на неделе, завершившейся 21 ноября, фонды, инвестирующие в российские активы, зафиксировали рост чистого оттока средств до $62,4 млн по сравнению с $11,2 млн неделей ранее. На ближайшее время вероятность продолжения падения отечественного рынка выше, чем вероятность его роста. Поэтому держим в уме возможность снижения индекса Мосбиржи до 2250 пунктов, а при сильно негативном сценарии — к нижней границе нашего базового прогноза на текущий год в диапазоне 2100–2500 пунктов.
Отечественная валюта также не смогла сопротивляться новостному фону, хотя коллеги по сырьевому цеху старательно укрепляли свои позиции против доллара США, воспользовавшись отскоком котировок нефти. К рублю относятся такие же риски, как и к акциям отечественных компаний. Исключением является лишь то, что в прежних планах на ограничения для России непосредственно упоминались меры по запрету на владение различными выпусками государственных долговых обязательств. Соответственно, данные риски для рубля возвращаются. Без них курс отечественной валюты мог быть на 8–10 рублей крепче относительно доллара США. В конце концов, год назад доллар стоил около 58,15 рубля, а баррель Brent — около $63,22.
На текущий момент растет вероятность движения курса рубля в диапазоне 68–69 за доллар. С другой стороны, если реакция на события в Керченском проливе не пойдет дальше слов, то рубль столь же быстро восстановит свои позиции до 65–66 рублей за единицу американской валюты.

Нефть в избытке

Естественно, что мы не можем забыть и нефть. Пока на данном направлении больше вопросов, чем ответов. Россия воздерживается от официальной поддержки идеи сокращения добычи. Саудовская Аравия оказалась в сложной ситуации после убийства оппозиционного журналиста. Соответственно, даже если Эр–Рияд захочет вернуть нефть к отметке $70 за баррель Brent, то сделать это будет затруднительно. В США настаивают на низких ценах, поскольку приравнивают данное обстоятельство к снижению налогов на американцев.
Впрочем, свое слово могут сказать сами американские нефтяники, которые при таких низких ценах могут столкнуться с убыточностью сланцевых проектов. Работать себе в ущерб они не будут и начнут сокращать добычу, что в итоге поддержит нефть, котировки которой провалились до минимальных значений с октября прошлого года. Есть вероятность, что техническая коррекция поднимет нефть до $62–65, но избыток предложения на рынке сохраняется, и это главный риск возобновления падения в ближайшие дни.