Банки бьются за эквайринг. Число терминалов оплаты картами в Петербурге за год выросло на 16%

Автор фото: Сергей Коньков
На начало октября текущего года число POS–терминалов в торговых точках Петербурга превысило 142,5 тыс. штук. По сравнению с аналогичной датой прошлого года рост составил 16,2%. В среднем он сохраняется на уровне прошлых лет: в 2017 году по отношению к 2016–му прирост составил 19%, в 2016–м — 14%. Ежемесячно банки устанавливают по 1,6 тыс. новых устройств, вовлекая в безналичный оборот все более мелкие торговые точки.

На кону миллиарды

Стоимость одного терминала в зависимости от его функциональности колеблется в диапазоне 3–15 тыс. рублей. Некоторые банки берут расходы по его приобретению на себя, однако издержки компенсируют чуть большим размером комиссии. Она удерживается с торговой точки с суммы каждой покупки. Размер составляет 1,6–3,5% и рассчитывается индивидуально. Он зависит от денежного оборота, количества установленных терминалов, других платных услуг конкретного банка и иногда — от вида торговой деятельности.
По данным Банка России, в торгово–сервисной сети Петербурга за 9 месяцев 2018 года с помощью банковских карт совершено покупок на 790,6 млрд рублей. За весь прошлый год этот показатель достиг 1233 млрд рублей. Если увеличить эту сумму на 16%, то годовой комиссионный доход, за который ведут борьбу банки, можно оценить в 23–50 млрд рублей.

Все в игре

О наличии у себя услуги эквайринга заявляют практически все банки. Однако ни один из них в ходе опроса "ДП" не стал раскрывать точное количество своих терминалов в Петербурге, за исключением Сбербанка. Как сообщили в его пресс–службе, с начала года Сбербанк установил 11,3 тыс. терминалов, доведя таким образом свою долю на рынке с 45 до 48%. Если банк сохранит ежемесячные темпы прироста, то к середине декабря может занять половину рынка эквайринга в Петербурге.
Местные банкиры отмечают, что их постепенно вытесняют с рынка. Не все из них могут конкурировать размером комиссии (из 26 петербургских банков только три имеют собственные процессинговые центры, остальные пользуются услугами коллег — за дополнительную плату). И если крупные торговые сети еще как–то можно удержать на эквайринге смежными кредитами или зарплатными проектами, то микро– и малый бизнес уходит к крупному банку, который предлагает минимальную комиссию (иногда даже ниже себестоимости услуги).

Обратная сторона

На себестоимость рынка безналичной оплаты влияют новые технологии. Каждое нововведение означает дополнительные затраты для банка. "100% расходов на обновление инфраструктуры являются расходами банка, так как приобретаемые у вендора лицензии принадлежат банку", — сообщила Дарина Хохлушина, заместитель директора Северо–Западного регионального центра Райффайзенбанка. Так, пару лет назад банкиры обновляли терминалы для возможности приема карт "Мир". Затем вновь стали заменять оборудование, чтобы оно могло принимать бесконтактные платежи. Даже по минимальной оценке, общие расходы на каждую из замен составляли 400 млн рублей. "Сейчас мы наблюдаем рост себестоимости эквайринга в целом по рынку из–за увеличения количества премиальных карт с программами вознаграждения", — отмечает Сергей Брюшков, начальник управления развития платежных технологий МТС–Банка.

Спрос мотивирует

Почти все банкиры уверены, что рост числа терминалов вызван потребительским давлением на торговлю.
"Прирост терминалов в большей степени связан с переходом уже действующего среднего и малого бизнеса к безналичным расчетам. У торговой точки может быть несколько активных терминалов разных банков, один из которых, к примеру, установлен в текущем году. В этом случае суммарное количество за отчетный период становится больше, а количество компаний на рынке — без изменений", — поясняет Галина Ванчикова, президент — председатель правления банка "СИАБ".

Безнала все больше

Еще одна причина роста — в действиях самих банкиров, которые вынуждены исполнять волю государства, стремящегося увеличить долю безналичных платежей. "Вступают в силу законы, обязывающие торговые точки принимать безналичные платежи. Сейчас порог установлен при выручке более 60 млн рублей, а для карт "Мир" — 40 млн", — прокомментировала Ирина Бажулина, директор филиала Интерпрогрессбанка в Петербурге.
Как сообщили "ДП" в Банке России, с начала года в Петербурге на 15,2%, до 10 тыс. единиц, сократилось количество банкоматов при росте на 1,7% действующих банковских карт (до 13,8 млн штук). На этом фоне доля операций по оплате товаров и услуг в общем объеме операций по картам сохраняется на стабильном уровне чуть выше 30%.
Рост количества терминалов происходит за счет действующих предприятий, которые совершенствуют клиентские сервисы. Существенно повысился спрос на проведение платежей по картам со стороны населения, что обусловлено различными программами лояльности банков, появлением карт рассрочек, развитием технологий бесконтактной оплаты. По нашим оценкам, стоимость эквайринга для торговой точки существенно не изменилась. Но предпосылки для роста тарифов есть, и обусловлены они ценовой политикой международных платежных систем.
Илья Злуницын
председатель правления банка "Таврический"
Общая тенденция такова, что 40% торгового оборота предприятий проходит по картам. Доля безналичных платежей увеличивается благодаря переориентации потребителя и переходу на более современные инструменты. Спрос рождает предложение, поэтому большинство торговцев уже не видят свой магазин без эквайринга. Страх потерять клиента, а вместе с ним и дополнительный доход, поборол желание сэкономить. Средняя сумма покупок по картам всегда растет: из–за общего повышения цен и крупных покупок. Бесконтактная технология определенно поспособствовала повышению популярности безналичных расчетов. Теперь покупки на небольшие суммы стали делом трех секунд, при этом не обязательно искать в кошельке нужную карту: достаточно приложить к терминалу смартфон.
Павел Рудановский
руководитель бизнеса эквайринга банка "Санкт–Петербург"