Ноябрь тревоги нашей. Обвал нефтяных котировок в конце месяца заставил трейдеров поволноваться

Автор фото: Егор Алеев/ТАСС

Финал ноября принес биржевым трейдерам новые волнения — обвал нефтяных котировок стремительно обновил минимум цен, державшийся с октября 2017 года. Не было поводов для радости и у автолюбителей, с тревогой наблюдавших за ростом значений на табло автозаправок. Эксперты называют ситуацию катастрофической, а независимые АЗС ждут наполнения рынка нефтепродуктами.

В предпоследнюю неделю ноября рынок черного золота затеял собственный Black Friday — с блек–джеком и всем остальным: случилось невиданное снижение цен на январские фьючерсы. Показатели Brent за одну неделю опустились сразу на 12% — ниже $59 за баррель, WTI и вовсе пробила отметку $51. Радость нефтяное пике доставило только держателям сбережений в вечнозеленых и усыпанных звездами единицах: курс доллара подрос на 57 копеек — до 66,19 рубля, а курс евро — на 27 копеек, до 75,12 рубля.
Активный пользователь "Твиттера"Дональд Трамп тут же поспешил в режиме онлайн погладить себя по голове за мировой обвал биржевых котировок. Последние 2,5 месяца США энергично запасали нефть. Согласно озвученным минэнерго США цифрам, товарные запасы увеличились на 4,85 млн баррелей — эти цифры превысили прогнозы аналитиков почти на 2 млн баррелей.
В рыночный колодец вливали нефть и коллеги из Саудовской Аравии, нарастив с начала ноября добычу на 0,3 млн баррелей в сутки: аккурат накануне G20 и заседания стран ОПЕК+. Ласковый "чирик" президента США прозвучал и в адрес саудовских нефтяников.
По оценке президента Независимого топливного союза (НТС) Павла Баженова, резкий обвал нефтяного рынка произошел сразу по нескольким причинам. Это и снижение спроса на нефть перед наступающей зимой, и рост добычи нефти как за счет высоких майских квот ОПЕК+, так и из–за де–факто провалившихся санкций США в отношении Ирана, а также стабилизация ситуации в Ливии и Венесуэле. "Решение ОПЕК об уменьшении квот может притормозить дальнейшее падение цен на нефть", — считает эксперт

Вопрос с восклицательным знаком

Российские водители недоумевают: цены на нефть падают, а железные кони поедают все больше личного бюджета. А в СМИ что–то говорили о заморозке цен на бензин. Но вот Росстат подсчитал, что если речь и идет о заморозке, то явно не цен — при взгляде на бензоколонку, стремительно наматывающую цифры, все так и холодеет. Так, в середине ноября цена за литр дизельного топлива подскочила сразу на 1 рубль. Выросла на 1 копейку и цена на АИ–98, стоимость АИ–95 осталась прежней. Подешевел только АИ–92 — и тоже на 1 копейку.
В октябре российские производители топлива подняли стоимость бензина на 5%, дизельного топлива — на 6,3%. После этого российские власти договорились с нефтяниками о сохранении оптовых цен на бензин на уровне июня 2018 года, а ФАС и ФНС обязались зорко следить за ценообразованием независимых АЗС.
По мнению экспертов НТС, на рынке зафиксировалась маржинальность на уровне 4%, которая несет для независимых АЗС убытки. "Учитывая среднее по России значение мелкооптового индикатива, среднероссийская маржинальность отныне и до 31 марта 2019 года составит для независимых АЗС 1,7 руб. / л. При среднедневном проливе 10 тыс. л в сутки операционные затраты составляют порядка 3 руб. / л", — считают в НТС.
И все же независимые АЗС добились права повысить цены на 4% — в сравнении с ценами ВИНКов. За счет корректировки соглашения между кабмином и нефтяниками независимые заправки увеличат маржу до 8–9%. Но повышение цен отпугнет клиентов, которые все чаще заруливают на заправки крупных игроков.
"ФАС дали команду провести контроль независимых АЗС, чтобы текущие цены не превышали мелкооптовые более чем на 4%. Речь идет не о том, что нам разрешили поднимать цены, а что цены независимых АЗС по отношению к ценам нефтяных компаний могут быть выше на 4% . При этом санкций никаких предъявлять не будут. Тем более независимые АЗС не будут поднимать цены, потому что это невыгодно и отпугнет клиента", — говорит Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Санкт–Петербурга.
Одновременно крупные компании лоббируют свои интересы. Так, "Роснефть" и Петербургская товарно–сырьевая биржа при участии ФАС пытаются ограничить действия спекулянтов на торгах, ужесточив требования к трейдерам. Но главное — что "Роснефть" и биржа уверены в необходимости обеспечить участие в биржевых торгах всех производителей нефтепродуктов пропорционально их доле в общем объеме добычи.
С этим мнением согласны не все. "Логично, что крупные производители должны иметь приоритет на бирже и иметь возможность предложить больше покупателю. С другой стороны, ограничивать небольших производителей некорректно, особенно если биржа является их основной торговой площадкой", — говорит Анна Кокорева, заместитель директора аналитического департамента брокерской компании "Альпари".

Декабрь в ожиданиях

На момент подготовки публикации нефтяной рынок замер в ожидании итогов заседания ОПЕК+. Однако Fitch во второй раз за месяц ухудшило прогноз расценок на черное золото в 2019 году. Агентство ожидало, что Brent будет стоить в среднем $75 за баррель, а не $81 за баррель, как ожидалось в начале ноября. Прогноз для WTI был ухудшен до $69 с $75 за баррель.
В Петербурге, по прогнозам НТС, стоимость топлива в январе 2019 года поменяется так: АИ–95 — 44,5 рубля, ДТ — 44,86 рублей. "Только принятие следующих мер — 100%–ная продажа нефти и нефтепродуктов на бирже, отмена акциза на топливо, либерализация цен и программа реновации топливной инфраструктуры — могли бы снизить цену на 2–6 рублей (в зависимости от вида топлива)", — говорят эксперты.
С 1 января 2019 года оптовый ценник на топливо поднимется на 1,7% — чтобы компенсировать повышение НДС, а затем рост цен не должен превышать годовую инфляцию. "Ситуация сейчас развивается путем внесения требований правительства к нефтяным компаниям. С 1 января будет повышение акцизов и повышение НДС. Сейчас декабрь будет выстраивать ценовые отношения на следующий год. Если будет заполнен рынок, биржа пойдет вниз, мелкооптовые цены пойдут вниз, розница 100% будет стоять, за исключением зимнего дизельного топлива", — отмечает Олег Ашихмин.