Офисные добровольцы. Корпоративное волонтерство требует активной вовлеченности

Автор фото: ТАСС
Больничные клоуны берут на себя психологически тяжелую работу. Волонтеры — корпоративные и самостоятельные — помогают в социализации детдомовцам

Петербургские общественные организации разрабатывают готовые решения для бизнеса в сфере корпоративного волонтерства. Как благотворительность превращается в инструмент для повышения мотивации сотрудников и эффективности компании?

На первом курсе любого факультета экономики или менеджмента студентам объясняют, что основная цель коммерции — извлечение прибыли. А вот тезис о том, что репутация не менее важна, чем рентабельность, как правило, приходится постигать уже на практике. Для общества важнее не то, сколько зарабатывает бизнес, а то, куда тратятся заработанные деньги. Сегодня корпоративная социальная ответственность (КСО) формирует не только публичный имидж компании, но и здоровую атмосферу в коллективе. Набирающий популярность вариант КСО — корпоративное волонтерство. И здесь бизнесу оказывается не обойтись без помощи НКО.

Минуты вместо рублей

Когда говорят о корпоративной благотворительности, чаще всего имеют в виду перечисление денег в какие–нибудь фонды, финансирование разного рода детских конкурсов или праздников, а также спонсирование публичных мероприятий. Дело нехитрое — перечислить на выданные реквизиты заданную сумму, проследить за тем, чтобы логотип компании мелькнул в новостях, и потом обязательно отразить пожертвование в итоговой отчетности. Еще можно подарить детскому дому традиционный набор из игрушек–сладостей–планшетов или обновить там мебель. Не будем ставить под сомнение тот факт, что движут бизнесменами при этом самые благие намерения. И ненужной такую деятельность, разумеется, не назовешь. Но участие при этом получается довольно обезличенным.
Корпоративное волонтерство — деятельность, требующая куда большей вовлеченности. Причем требуется она не только от менеджмента или акционеров, принимающих решение о выделении средств, но и от рядовых сотрудников. Идея состоит в том, что сотрудники в свободное от работы время на добровольных началах участвуют в социальных проектах: помогают в детских домах, домах престарелых, приютах для животных. Вариантов такой активности может быть масса. Благотворительный взнос при этом исчисляется не в рублях, а в затратах личного времени. Каждый волонтер сам решает, будет он участвовать в проекте каждый день, еженедельно или раз в полгода. На компанию ложится организация и координация работы волонтеров, а также оплата накладных расходов. Инициатива при этом может исходить как сверху, так и снизу.
"Бывают и курьезные случаи. Например, хороший человек проявляет инициативу помочь вещами для бездомных. Находит точки сбора вещей и привлекает к этой активности свой круг общения — родственников, друзей, коллег. На работе он агитирует за обедом, в курилке, использует корпоративные каналы коммуникаций. Руководство этому не препятствует, но и не оказывает активной поддержки. При этом в нужный момент можно сказать, что вот, наша компания тоже социально ответственный бизнес, развиваем корпоративное волонтерство. И это неплохо, потому что если начинают признавать на словах, то в следующий раз помогут делом", — рассказывает некоммерческий директор МОО "Игры будущего" Вадим Иванов.

Полдень, XXI век

"Игры будущего" реализуют несколько социальных проектов. Один из них — "Полдень", он с 2011 года занимается социализацией подростков в трудной жизненной ситуации. Речь идет в первую очередь о воспитанниках детских домов, которые, привыкнув жить в условиях интерната, испытывают большие трудности с самостоятельным поведением. После выпуска эти проблемы только обостряются. Элементарные вещи: оплатить коммунальные услуги, закупить продукты на месяц, приготовить себе обед, добраться на общественном транспорте с одного конца города на другой — оказываются сложнейшими задачами. Это развивается в глобальные проблемы с социализацией, а значит, с трудоустройством, созданием семьи и так далее.
Волонтеры "Полудня" помогают решать психологические проблемы детдомовцев при помощи специально разработанных сюжетно–ролевых игр. Так подростки попадают в нестандартные ситуации, сталкиваются с необходимостью делать личный выбор, принимать решения, продумывать стратегию своих действий. А потом, в ходе разбора полетов, получают возможность взглянуть на игровые ситуации с разных точек зрения и сделать выводы.
Благодаря эмоциональной вовлеченности игроки получают не абстрактный, а конкретный, личный опыт, который потом можно применить в реальной жизни. Игры посвящены различным темам: финансовой грамотности, профориентации, целеполаганию. Причем построены они так, что пользу из них могут вынести не только подростки, но и взрослые игротехники (организаторы игры). Такая помощь значительно важнее, чем дежурные подарки или новая мебель.
В проектах "Полудня" в Петербурге активно участвовали и участвуют корпоративные волонтеры из различных компаний: "Ашан Ритейл Россия", "Coca–Cola HBC Россия", Decathlon. А разработанные ими игры используются в созданной Yum Brands Russia (бренд KFC) программе социальной адаптации "Открывая горизонты". По словам Вадима Иванова, сотрудничество НКО и бизнеса — вещь взаимовыгодная. Общественники получают стабильное финансирование и возможность полноценно заниматься своим делом. Взамен НКО предоставляют бизнесу готовую экспертную аналитику и варианты конкретного участия в наиболее актуальных проектах.
"Полдень" — далеко не единственный проект, предлагающий готовые решения для бизнеса в сфере корпоративного волонтерства. В Петербурге работает фонд "Рауль", занимающийся социализацией ребят, уже покинувших стены детского дома. Совместно с волонтерами компании "Газпром–нефть" фонд организует встречи, на которых вчерашние детдомовцы могут получить консультации по самым разным жизненным вопросам. Еще одна форма работы — стажировки на массовых мероприятиях, где ни разу нигде не работавшие подростки имеют возможность получить первый гонорар за монтаж сцены или уборку помещения после концерта. Работают они вместе с корпоративными волонтерами, а зарплату им платит компания, которая таким образом помогает одновременно и социальному проекту, и организаторам мероприятия.

Решение из коробки

В "Рауле" скомпонован специальный банк волонтерских задач, который позволяет минимизировать усилия по координации. Волонтер видит в банке задачу, за которую готов взяться, сигнализирует об этом и сразу получает готовый кейс: время, место, нюансы и подробности. В течение следующего года фонд планирует поставить эту технологию на поток, не привязывая ее исключительно к своим проектам.
"Часто получается, что у компаний уже есть какой–то благотворительный фонд, который они поддерживают. И зачем им начинать сотрудничать с другой организацией, чтобы запустить корпоративное волонтерство? Наша идея состоит в том, чтобы сделать технологию банка волонтерских задач доступной другим организациям. Если технологию описать и выложить в интернет, то все легко масштабируемо под задачи любых компаний и общественных организаций. Банком могли бы пользоваться десятки компаний и десятки фондов. Эта ниша очень востребованная, но дорогая в исполнении", — рассказывает соучредитель фонда "Рауль" и центра "Работа–i" Михаил Кривонос.
Разработкой коробочных решений занимаются и в "Полудне". У бизнеса это вызывает живой интерес. К примеру, в сети магазинов Decathlon "ДП" рассказали, что хотели бы получить цикл из нескольких игр, посвященных профориентации. Каждая игра направлена на работу в одном из подразделений: магазин, склад, офис, производство. Еще одна посвящена командному спорту. При помощи этого инструмента каждый магазин Decathlon мог бы установить кураторство над одним детским домом и ежегодно проводить там полный цикл игр.
Подобные инструменты сейчас крайне востребованы, так как идея необходимости корпоративного волонтерства все глубже проникает в идеологию современного бизнеса. Представители компаний, в которых работает эта форма КСО, единодушно отмечают, что участие в социальных проектах повышает уровень лояльности сотрудников, способствует развитию позитивных неформальных связей внутри коллектива и формирует внутрикорпоративную культуру.
Сегодня вариантов для запуска программ корпоративного волонтерства в компаниях любого масштаба становится все больше. В 2014 году был создан Национальный совет по корпоративному волонтерству, среди участников которого десятки крупных российских и международных компаний. Появляются агрегаторы проектов и задач, которыми можно воспользоваться онлайн. Впрочем, для того чтобы воспользоваться всеми этими возможностями, по–прежнему необходима первичная и самая простая мотивация — желание делать добро.
Корпоративное волонтерство — лишь одна из частей корпоративной социальной ответственности (КСО). Это неразделимые понятия. А КСО в целом — это в том числе и про ответственную деловую практику. И про антикоррупцию. И про экологию. И про безопасность на рабочем месте. И многое другое. В последние несколько лет очень четко прослеживается тренд, что все больше и больше компаний начинают запускать программы корпоративного волонтерства. У многих людей есть потребность сделать хорошее дело. А как? И часто первый ответ: отправить подарок в детский дом. Но это не всегда объективно нужно и полезно. Корпоративное волонтерство помогает сотрудникам реализовать эту потребность. Им становится интересно работать в компании. Они понимают, что их слышат, поддерживают, их внутренние запросы выполняют. А компания получает увеличение вовлеченности сотрудников в основную деятельность, снижение текучки и благоприятную атмосферу в коллективе. Так что программы корпоративного волонтерства — это в том числе и развитие сотрудников, реализация их потенциала не только в рамках работы. Одна компания не может заниматься производством всего: и столов, и техники, и продуктов питания. Так же и в социальной сфере — есть множество специализаций. Компания, желающая развивать у себя корпоративное волонтерство, выходит на уровень партнерства: «У нас есть задача. Кто может стать нашими партнерами? Кто уже имеет готовые решения?» Существует множество организаций, некоммерческих и коммерческих, которые занимаются благотворительностью и имеют очень сильную экспертизу в этой сфере. То, что налаживается диалог между ними и бизнесом, — это очень здорово.
Юлия Корсикова
CCO Giveback, координатор Национального совета по корпоративному волонтерству
Началось все с того, что я стала брать детей из детских домов к себе домой, на гостевой режим. Сначала просто водила их по достопримечательностям, паркам, музеям и так далее. А потом стала приводить на работу, и они начали участвовать в жизни компании. Мы побывали во многих магазинах, на складах. Наши сотрудники проводили для них экскурсии, рассказывали про наши ценности, объясняли, как работать в команде. И потом ребята фактически какое–то время работали в магазине, стажировались, вливались в компанию. Они были полноценными сотрудниками, с полным погружением. Сейчас мы разрабатываем официальную политику Decathlon в отношении корпоративного волонтерства. В целом мы говорим сотрудникам: ребята, вы можете инициировать свои программы, компания вас поддержит.
Вера Жалнина
специалист по охране труда сети магазинов Decathlon, руководитель проекта «Кем я буду?»