Стартап-конференция Slush. Финляндия, Хельсинки.
Фото: Архив "ДП"
Стартап-конференция Slush. Финляндия, Хельсинки.
Фото: Архив "ДП"

Очень серьезный Slush. Стартап-конференция в Хельсинки стала взрослой

1557
Анастасия Жигач
12 декабря 2018, 11:44

Крупнейшая стартап–конференция Slush, состоявшаяся на прошлой неделе в Финляндии, собрала 3,1 тыс. проектов из 140 стран мира и 20 тыс. зрителей. Россия отправила в Хельсинки более 60 стартапов и могла бы выиграть главный приз, однако финалистом конкурса стал проект из Финляндии, упрощающий процесс обучения машин.

На прошлой неделе в Хельсинки прошла уже одиннадцатая по счету конференция Slush. Мероприятие собрало 3,1 тыс. стартапов со всего мира и 1,8 тыс. инвесторов, среди которых были и российские менторы и бизнесмены. Это на 546 стартапов и на 300 инвесторов больше, чем в прошлом году. Среди участников с мировым брендом на Slush были замечены Facebook, Paypal, Slack, PWC, Microsoft, Porshe, Oracle.

Крупнейшая технологическая выставка, ранее славившаяся своими шоу, участниками в ярких костюмах, яркими стендами и особым отношением к стартапам как к рок–героям, повзрослела и стала совсем серьезной. На входе гостей уже не ожидала приветственная вывеска: "Добро пожаловать, фрики". Не было инсталляций из покрышек и гигантского лабиринта из клавиатур.

Архив "ДП"
Фото: Архив "ДП"

Стенды и костюмы стали спокойнее, оформление самой конференции — тоже. Но размах остался прежним. Приглядеться к новым стартап–трендам в Финляндию приехали более 20 тыс. человек. Спикеры вещали одновременно с трех сцен главного выставочного комплекса Хельсинки Messukeskus. В основном они рассказывали, как правильно подобрать команду, выстроить инвестиционную презентацию, что предпринимателям следует знать о маркетинге, как сделать более комфортной работу в стартапах для прекрасного пола, что нужно, чтобы построить мировой бренд, и как превращать свои ошибки в успех.

Параллельно работали сауны — они помогали стартапам снять напряжение перед очередной встречей с инвесторами. За 2 дня инвесторы назначили стартапам 16 тыс. свиданий. За все же время существования конференции инвесторы вложили в участников Slush более 900 млн евро.

Архив "ДП"
Фото: Архив "ДП"

Не Долина

"Этот год был рекордным для вложений: в технологические стартапы в Европе было вложено $23 млрд против $5 млрд в 2013 году", — заметил Том Веймаер (Tom Wehmeier), один из спикеров Slush и партнер международной инвестиционной компании Atomico.

"Да, прошли времена, когда каждый хотел в Силиконовую долину. У Европы свой путь, и глобальный рынок ее не игнорирует", — поддержала его Роксана Варза (Roxanne Varza), руководитель известного стартап–инкубатора Station F в Париже.

Из 1,8 тыс. инвесторов, зарегистрировавшихся на Slush в этом году, больше всего было бизнес–ангелов из США, Швеции, Германии и Финляндии. На конференции также были замечены семь из 10 самых активно инвестирующих в стартапы корпоративных фондов, в том числе Google Ventures и Qualcomn Ventures.

Архив "ДП"
Фото: Архив "ДП"

Все они хорошо понимают, что на Slush приезжают лучшие из лучших и надо успеть ухватить кусок пирога до того, как он сильно подорожает. Своей историей успеха перед участниками конференции поделился 24–летний эстонец Маркус Вилинг (Markus Viling), самый молодой CEO, компания которого стоит миллиард долларов. Он придумал компанию Taxify в 19 лет. Сейчас это основной европейский конкурент Uber.

"Мне пришлось долго уговаривать родителей вложить в проект первые пару тысяч евро. Сейчас они признают, что это были отличные инвестиции с их стороны", — смеется он. Сегодня инвесторы отдают за право владеть долей в компании куда большие деньги: недавно стартап получил 175 млн евро инвестиций.

Русский след

Среди участников Slush больше всего было проектов из Финляндии, Швеции, Германии, Северной Кореи и Англии. Крупные делегации стартапов прибыли из Индии (26), Франции (22), Израиля (12), Швеции (20), а также Германии и Японии. Самые популярные темы проектов: большие данные и аналитика, ПО для бизнеса, искусственный интеллект и машинное обучение, медицина и e–commerce, навигация внутри зданий и VR.

Российская делегация привезла на Slush свыше 60 проектов. Самыми запоминающимися стали проекты Nanosemantic (стартап уже сделал 80 ботов для бизнеса на основе нейросетей), система управления городом и регионами Armarks (работает с правительством Московской области), отслеживающее положение и состояние здоровья устройство для детей и пенсионеров "Кнопка жизни" (в этом году вывели на рынок продукт для детей в партнерстве с Disney), коммуникационная система NeuroChat для тех, кто пережил инсульты и черепно–мозговые травмы.

Архив "ДП"
Фото: Архив "ДП"

"Это уже наш третий Slush. Здесь много представителей крупных корпораций, все они открыты к диалогу и настроены знакомиться", — сказал Иван Тертычный, сооснователь стартапа, разработавшего виртуальный hr–помощник ChatFirst.

"Это самое полезное из европейских событий для стартапов. За 2 дня здесь можно поговорить с 15 профильными инвесторами", — отметил Алексей Планев, представитель проекта Navigine (делает навигацию для промышленных предприятий, сотрудничает с финской сетью супермаркетов Kesko).

"Мы презентовали свой продукт Виктору Вексельбергу, он приобрел его для "Сколково", — рассказал представитель стартапа Volts Александр Кьяница. В этом году он презентовал свой накопитель энергии для загородных домов на "Бирже стартапов".

"Это самый крутой в мире фестиваль для стартапов: к тебе может подойти олигарх, министр или президент какой–нибудь страны. Мы провели 40 встреч с топами разных компаний. Японцы, турки, арабы, американцы, русские — неважно, кто ты и сколько тебе лет, — у всех есть возможность найти партнеров и инвесторов", — говорит Владимир Млынчик, совладелец Quadro Electric.

В этом году в рамках Slush прошла отдельная презентация русских стартапов. "Перед инвесторами из Литвы, Кипра, Финляндии и РФ выступили 19 проектов. Победитель выиграл билет на конференцию Arctic15", — рассказывает Евгения Барченко, сооснователь всероссийского конкурса GoTech. В будущем он может стать конкурентом Slush.

Архив "ДП"
Фото: Архив "ДП"

Человек–контроллер

Участниками центрального события Slush–2018 — битвы 100 сильнейших стартапов — стали шесть проектов из Германии, 28 из Финляндии, четыре из Северной Кореи и семь из Англии. Остальные страны были представлены скромнее. В отбор (заявок было больше 1,2 тыс.) попала и российская система мониторинга электрокардиограммы Sense2beat. В финал вышли дроны–пожарные из Риги, ПО для быстрого устранения сетевых проблем из Турции и финский сервис для машинного обучения. Он–то и выиграл главный приз, включающий в себя поддержку основных партнеров Slush. В прошлом году их услуги оценивались в $50 тыс.: живые деньги финалисту тоже не достались.

Самым запоминающимся выступлением на этой конференции стала презентация Томаса Реардона (Thomas Reardon) на главной сцене Slush. В 1990–х он возглавлял группу разработчиков Internet Explorer, а сейчас представил технологию собственного стартапа CTRL–labs, которая позволяет управлять компьютером без мыши, клавиатуры и джойстика. Специальный браслет с нейроинтерфейсом считывает импульсы, которые подает в пальцы наш мозг.

"Мы убрали преграду, которая затрудняет общение с машинами. Человек сам стал контроллером", — сказал бизнесмен. Зал ахнул. Через несколько лет такой браслет будет носить каждый.