Фото: Адрей Кульгун
Фото: Адрей Кульгун

Отходы от реформы. Петербург может стать первым регионом, где повторно объявят конкурс на оператора ТКО

18750
Алексей Дмитриев
11 декабря 2018, 23:55

Мусорная реформа, еще не успев начаться, уже до предела обострила систему взаимоотношений в регионе. Участники рынка добиваются нового конкурса по выбору единого городского оператора. Губернатор области публично негодует. Смольный, опираясь на рассматриваемый Госдумой законопроект, отказывается от пересмотра тарифов для жителей и предлагает отложить проведение реформы.

Крупнейший перевозчик на севере Петербурга АО "Автопарк № 6 Спецтранс" на днях подает в суд на Смольный, требуя отменить итоги конкурса по северному лоту на выбор мусорного регоператора. Его провели год назад, по обоим лотам победителем было признано ГУП "Завод по механической переработке бытовых отходов — 2". Проигравшее в борьбе за южный лот АО "Новый Свет — ЭКО" не смирилось с потерей денег, оспорило итоги и выиграло сначала в первой инстанции, затем в кассации. "Автопарк № 6 Спецтранс" собирается использовать доводы южного соседа, поэтому тоже уверен в победе. Крупнейшие участники рассчитывают вновь побороться за рынок годовым объемом 8 млрд рублей.

Тем временем городские власти уже публично говорят, что не собираются торопиться с введением института регоператора. Врио губернатора Александр Беглов на открытии Форума малого бизнеса 5 декабря заявил, что ни бизнес, ни ГУП "МПБО–2" пока не готовы "выполнять эту важную региональную задачу". Уже есть федеральный законопроект, позволяющий отложить начало работы оператора на 3 года, сообщил врио губернатора: "Надо создать рабочую карту и с ее помощью вводить этот закон в действие".

Речь о поправках в закон "Об отходах производства и потребления", которые должны были рассматриваться 6 декабря во втором чтении. Однако Госдума отложила рассмотрение этого вопроса и собирается вернуться к нему завтра, 13 декабря.

Петербург может стать первым российским регионом, где будет объявлен повторный конкурс на оператора твердых коммунальных отходов. Согласно действующему законодательству, операторы должны начать работу в каждом из субъектов федерации 1 января 2019 года. В некоторых регионах, например в Ростовской и Волгоградской областях, их уже несколько. Регоператор обязан организовать работу перевозчиков, отобрав их на тендерах, заключить договоры со всеми производителями твердых коммунальных отходов.

Решение на сто баллов

21 ноября Арбитражный суд Северо–Западного округа подержал позицию ООО "Новый Свет — ЭКО", с февраля 2018 года боровшегося за отмену итогов петербургского конкурса. ООО — "дочка" АО "Автопарк № 1 "Спецтранс" Анатолия Язева, крупнейшего городского игрока (до 60% рынка перевозки) со своим полигоном под Гатчиной. Кассационная инстанция постановила оставить в силе решение Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти от 17 мая. Тогда первая инстанция согласилась с доводами "Нового Света", настаивавшего, что конкурсная документация противоречит сама себе: в стоимость услуг регоператора вписаны 11 лет вместо заявленных 10, задним числом добавлен 2017 год с лишней суммой 3,2 млрд рублей. "Новый Свет" был готов обрабатывать отходы в течение 10 лет за 16,5 млрд рублей — против предложения ГУП объемом 39,8 млрд. Однако шкала оценки заявок за любое снижение цены больше 5% присваивала конкурсанту 100 баллов. В итоге отличавшиеся в 2 раза ценовые предложения получили одинаковые оценки, а комиссия выбрала ГУП.

Несмотря на то что "Автопарк № 1" в лице своей "дочки" боролся за признание незаконными результатов городского конкурса в целом, суд признал подлежащим отмене лишь итоги по лоту № 2, потому что только на него прошлой зимой претендовал истец.

Хотя итоги по северному лоту формально остаются в силе, ГУП "МПБО–2", судя по всему, работать в режиме регоператора с 1 января не сможет, считают в "Автопарке № 1". "Производители отходов северной части города просто не поймут, если на юге продолжат платить за вывоз мусора в 2,5 раза меньше", — объясняет представитель компании. "Мы готовы к новому конкурсу, — уверяет Анатолий Язев. — А пока собираемся предложить действующим контрагентам подписать допсоглашение, чтобы пролонгировать действие договоров до решения вопроса с регоператором".

Однако не все участники рынка разделяют оптимизм. "У нас 80% договоров заканчиваются 31 декабря, — рассказывают в еще одной крупной компании, занимающейся перевозкой. — Причем много соглашений с бюджетными организациями, обязанными заключать договоры по конкурсу. Как будет дело с ними? Никто ничего не знает и не объясняет".

Переходный в периоде

В комитете по благоустройству отвечают, что с 1 января продлевается переходный период, начавшийся прошлой зимой, после подведения итогов конкурса на регионального оператора: "Мы не останавливаем процесс, а продолжаем подготовку реформирования отрасли". Смольный рассчитывает на Госдуму, которая уже в четверг может принять во втором чтении поправки в федеральный закон "Об отходах производства и потребления", откладывающие начало его действия для городов федерального значения до конца 2022 года.

Договоры между перевозчиками и производителями отходов действительно автоматически продолжат свое действие, подтверждают в комитете, — до заключения соглашений с регоператором согласно закону. ГУП "МПБО–2" во время продолжающегося переходного периода намерено продолжать заключать договоры с перевозчиками — в северной части города. На заводе подчеркивают, что с 1 января будут работать по тарифу, который утвердил осенью комитет по тарифам, так как этот тариф "экономически покрывает затраты на обращение с отходами, предусмотренные предприятием". Тариф для ГУП "МПБО–2" составит 4,4 тыс. рублей за 1 т твердых коммунальных отходов. Причем комитет по тарифам подчеркивал: объем тарифа подразумевает работу ГУП в статусе регоператора на территории всего города.

На новые нормативы, предусмотренные в связи с этим тарифом, уже жалуются крупные производители отходов. Ведь организациям придется платить не за фактически вывезенные кубометры мусора, а с 1 м2 площади магазинов, кафе или ателье — либо за количество посетителей. Жителям домов, согласно нормативам, пришлось бы платить регоператору 140,28 рубля с человека в месяц.

В итоге власть скорректировала позицию: 6 декабря представитель комитета по тарифам объявил, что к новым тарифам перейдут только после переходного периода. То есть для петербуржцев пока все остается по–прежнему.

Поправки за 80 млрд

Однако у федеральной идеи с переносом сроков есть еще одна недовольная сторона.

"Ленобласть еще в 2016 году приняла схему обращения с отходами, в 2017–м подписала соглашение с Петербургом в соответствии с новыми нормативными требованиями. В 2018 году выбран региональный оператор, утвержден единый тариф на его услуги", — заявляют в областном правительстве. Там называют сложившуюся ситуацию "угрозой экологической безопасности для жителей". "Это может привести к росту числа свалок, может стать причиной экологического коллапса на территории области", — публично заявлял Александр Дрозденко.

Тем не менее приступающее с 1 января к обязанностям областного регоператора АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленобласти" уверяет, что осознает ответственность по работе со всем объемом городского мусора. "Мы начали процедуру отбора перевозчиков, модернизируем полигоны, — говорит гендиректор АО "УКООЛО" Николай Хасиев. — Готовим проект перерабатывающего завода мощностью 84 тыс. т в месяц, это около 1 млн т в год".

В городском комитете по благоустройству говорят, что до конца переходного периода (который может продлиться до 1 января 2023 года) в южной части города будет проведен новый конкурс на регоператора. Участники рынка ожидают, что он может состояться ближе к концу 2019 года, после губернаторских выборов.

Между тем федеральное правительство предложило поправки в законопроект, который 13 декабря Госдума собирается рассмотреть во втором чтении. Предлагается позволить регионам, где отсутствует оператор, присвоить его статус любому ГУП или МУП, имеющему лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов.

Собеседник в ГУП "МПБО–2" позитивно оценил поправки, предложив "подождать, как пройдет голосование".

"Мы же с вами понимаем: все делается по просьбе трудящихся, — говорит один из руководителей компаний, претендовавших на южный лот. — А что делается на год, то может быть легко продлено и на 10 лет. Кому захочется делиться пирогом весом почти 80 млрд рублей?"

В контексте

Бизнес рад тому, что система городского оператора по работе с отходами буксует, а начало работы по новой схеме откладывается минимум на год. Даже несмотря на неразбериху с резко подросшими для бизнеса тарифами. Можно уйти на праздники с чувством выполненного долга

Бизнес, который занимается перевозкой отходов, еще несколько месяцев назад рассчитал стратегию поведения. Каждый более–менее крупный участник рынка еще летом составил свои коммерческие предложения в форме пожеланий и передал представителям Смольного, отвечающим за реформу мусорной отрасли.

Теперь из стадии возмущения на тему "Что же будет с нашим бизнесом после Нового года?!" участники рынка переходят в стадию "Похоже, есть еще год спокойной работы, расслабляемся и осознаем возвращение миллионов, которые считали потерянными". Даже северяне в свете побед, одержанных южанами в судах, бодры и воинственны.

"Если с нами не будут иметь дело, мы поставим машины к стенке и никаких разговоров!" — пугают чиновников участники рынка в частных беседах с журналистами. С удовольствием припоминают апокриф из недавнего прошлого. Один из муниципалитетов, гласит легенда, задолжал крупному возчику отходов за несколько месяцев работы. Возчик прекратил вывоз. Примерно неделю возчика пытались заставить, призвав на помощь МВД и ФСБ, — безуспешно. В итоге чиновники пошли на мировую, договорились о рассрочке и постепенно выплатили все причитающееся.

Бизнес, который носит гордое имя производителя отходов, ощутил серьезность нового и непонятного, надвигающегося с января, буквально месяц назад. И то до сих пор не весь.

"Мы вывозили полтора куба в месяц, а сейчас увидели предложенные нам нормативы и поняли: с января придется платить в 9 раз больше. За что, если количество мусора все то же?" — возмущалась на круглом столе в последний день недавнего форума малого и среднего бизнеса молодая предпринимательница из Ломоносовского района.

Малый бизнес очень бы хотел услышать на круглом столе от депутатов или чиновников или хотя бы старших товарищей нечто вроде: "Все будет хорошо, мы узнавали". И услышал — о законе, который буквально сегодня принимают депутаты и который позволит отложить историю с тарифами на год–два–три. И старшие товарищи стали воодушевлять: принимаемся за дорожную карту, теперь дело пойдет, мы выиграли время, чтобы устроить всем справедливость!

Когда под занавес круглого стола кто–то громко сказал: "Все, Госдума проголосовала во втором чтении!" (на самом деле этот кто–то ошибся — лишь отложила рассмотрение) — начались долгие, несмолкающие аплодисменты.

Есть два важных момента, которые обязан учитывать региональный оператор и которые готовы учитывать мы, претендуя на этот статус. Первое и самое важное: необходимо сразу наладить отношения с областным регоператором. В городе мало места для мощностей, и мы считаем, что развитие переработки возможно только в тесном контакте с руководством Ленобласти. Второе: на создание и модернизацию перерабатывающих мощностей надо использовать привлеченные средства, банковские кредиты, а не платежи населения. У нас есть проект переработки 40–50% коммунальных отходов в техногрунт, вполне подходящий для дорог или газонов. Компост, который способен производить завод МПБО, по факту невозможно использовать, как они обещают, на полях — учитывая, сколько опасных отходов люди выбрасывают в контейнеры. Делать полностью экологически чистый компост просто невыгодно.
Сергей Глухов
Генеральный директор АО "Автопарк №6 Спецтранс"
Наш региональный оператор начнет работу с 1 января 2019 года, и независимо от решения законодателей относительно городов федерального значения мы не допустим ухудшения экологической обстановки в Ленинградской области, найдя соответствующее решение вместе с коллегами из Санкт–Петербурга. Курс на создание современной системы вывоза, переработки и утилизации отходов остается неизменным.
Александр Дрозденко
Александр Дрозденко
губернатор Ленинградской области