Дизельная подводка. Рынок дизель–генераторов сжимается, уступая место энергоустановкам на дешевом топливе

Автор фото: Донат Сорокин/ТАСС
Автор фото: Донат Сорокин/ТАСС
Дизельные генераторы — до сих пор популярное решение для ситуации, когда требуется срочно развернуть энергетическую установку. Однако ряд компаний сокращают выпуск таких продуктов в пользу станций, работающих на иных видах топлива.

С дизелем — на газ

Один из крупных российских производителей дизельных генераторов, в том числе для комплектования электростанций, — петербургское АО "Звезда–энергетика". В 1990–х годах, вспоминают участники рынка, предприятие возникло на базе завода "Звезда", который производил и производит дизельные двигатели для транспорта. "Звезда–энергетика" вскоре стала партнером "Газпрома", получив большой контракт на дизель–генераторы.
Предприятие работает в промзоне Пески Ломоносовского района Ленобласти. Считается, что принадлежащие кипрскому офшору 79% компании контролируются структурами, близкими к "Газпрому". Еще 21% принадлежит московскому ООО "Энерготех", близкому к "Ростеху". Выручка АО "Звезда–энергетика" за 2017 год составила 6,2 млрд рублей, чистая прибыль — 79 млн.
Петербургская компания продолжает собирать электростанции для ПАО "Газпром" и сейчас. Более 85% из них, рассказывают в АО "Звезда–энергетика", предназначены для аварийного или резервного энергоснабжения. Это преимущественно дизельные электростанции (ДЭС) мощностью от 200 кВт до 3 МВт. Есть вариант мобильных, контейнерных ДЭС мощностью агрегатов до 1600 кВт для энергообеспечения объектов строительства.
Самый крупный контракт АО "Звезда–энергетика" прошлого года — поставка 10 ДЭС по 1 МВт на Ямал для газопровода Ухта — Торжок по тендеру ООО "Газпром Инвест" объемом 240,5 млн рублей.
Однако компания занимается также блочно–модульными и стационарными электростанциями мощностью от 1 до 100 МВт для "Газпрома", использующими в качестве топлива природный газ. Именно они становятся основными источниками электроснабжения на месторождениях и компрессорных станциях.
"Звезда–энергетика" поставляет ДЭС в качестве резервных агрегатов для "ЛУКОЙЛа" и других компаний, а основные станции собирает с топливом в виде сырой нефти или попутного нефтяного газа. Стационарные и блочно–модульные станции с газопоршневыми установками компания собирала для Кынского нефтепромысла "Роснефти" или томского ООО "Матюшкинская вертикаль", принадлежащего компании "Русь–Ойл".

Алмазы в сырой нефти

Прямым конкурентом АО "Звезда–энергетика" является петербургское ООО "НГ–Энерго". Компания принадлежит бизнесмену Андрею Рудскому (50%), а также его партнерам Игорю Бутвину и Дмитрию Сидорову (по 25%). За 2017 год "НГ–Энерго" показала выручку 8,9 млрд рублей.
Основные заказчики — тоже крупные холдинги, занимающиеся добычей и переработкой полезных ископаемых. Среди масштабных проектов с дизельными генераторами — электростанция 18,8 МВт для завода ОАО "Нарьянмарнефтегаз", комплекс 26 МВт для ООО "РН–Северная нефть", установки на 3,6 МВт для АО "Охинская ТЭЦ" на Сахалине. Компания недавно спроектировала за 100 млн рублей дизельную ТЭС 24 МВт для "РусГидро". Контракт на строительство двух станций на Чукотке, который намерено выиграть "НГ–Энерго", оценивается специалистами в 4 млрд рублей.
"Электростанция, построенная на базе дизель–генераторных установок, будет самой дешевой по капитальным затратам, — говорят в "НГ–Энерго". — Но при этом затраты на эксплуатацию высоки. При стоимости дизельного топлива 35–40 рублей за литр для выработки одного мегаватта электроэнергии потребуется примерно 270 л в час, и это только топливо. А еще периодическое обслуживание, замена масла фильтров и прочее".
Снизить затраты на эксплуатацию можно, применив агрегаты на тяжелых видах топлива — таких как сырая нефть или мазут. Что компания и предлагает своим контрагентам. "На месторождении алмазов имени Гриба для компании "Архангельск–геолдобыча" построена электростанция мощностью 27,5 мВт на мазуте, — рассказывают в "НГ–Энерго". А Верхне–Мунское месторождение "АЛРОСА" в Якутии снабжается электроэнергией, выработанной машинами, в которых в качестве топлива используется сырая нефть".

На тепловозной тяге

В Петербурге есть еще несколько компаний, которые готовы собирать для заказчиков дизельные генераторы. Например, АО "РЭП–Холдинг" предлагает клиентам в том числе дизельные электростанции контейнерного исполнения на 0,4–0,7 МВт. Сразу оговаривая: их стоит использовать при аварийных остановках основной станции и для обеспечения электроэнергией там, где строительство стационарных нерентабельно.
Есть и более мелкие компании, которые предлагают сборку небольших ДЭС от 30 кВт на заказ.
При этом практически все изготовители берут за основу дизельные движки иностранных производителей: MAN, Hyundai, Cummins и других. Разве что "Звезда" может себе позволить работать с российскими дизелями, используя советские наработки. "Заменить импортные комплектующие на отечественные можно максимум на 30% от стоимости агрегата, — говорят продавцы дизельных установок Mitsubishi из ООО "М–Моторс". — Обычно пытаются что–то изображать на базе единственного советского двигателя, для тепловозов. Однако этот дизель как был разработкой 1970–х годов, так ею и остался".
Новый собственный российский дизель изобретать уже нет смысла, полагают эксперты. Рынок уходит в использование более дешевых видов топлива. "Коттедж с дизель–генератором в Ленобласти тратит на топливо в среднем 15 тыс. рублей в месяц, — говорят в инвестиционной компании "ЛенМонтажСтрой". — А при подключении к сети — 4–5 тыс.".
Выгоднее проводить сети к труднодоступному жилью, а в распределенной генерации переходить на газ или мазут. Тем более если это касается тех же газовиков или нефтяников, которым все равно надо утилизировать продукты переработки.
Для ускорения развития регионов, для усиления сырьевой базы государства нужны мобильность, гибкость в принятии решений, скорость реализации проектов. Все это может дать технология распределенной генерации. Причем большие преимущества — у модульной электростанции, работающей на местных энергоносителях. Для нее не нужно капитального основания и подвоза топлива за сотни километров. Она располагается рядом или вообще в составе того объекта, который должна снабжать энергией. И, наконец, если на этом месте она больше не нужна, ее можно просто перенести в другое.
Андрей Рудской
гендиректор ООО "НГ–Энерго"
Вряд ли корректно решения, связанные с дизельными генераторами, называть дорогими, ведь многое зависит от того, какое и где берется сырье. Часто стоимость его может быть не очень высокой, минимальной или вовсе отсутствуют затраты на транспортировку электроэнергии, что в конечном итоге делает стоимость киловатт–часа привлекательной. Стремление потребителей уменьшить зависимость от системы распределения электричества заставляет участников отрасли меняться, снижать цены, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Дмитрий Баранов
эксперт УК "Финам Менеджмент"