Пышные чащи: Виталий Пушницкий на Винзаводе

Автор фото: artguide.com
Виталий Пушницкий
Новая выставка петербургского художника Виталия Пушницкого Growing. Painting в московской галерее POP/OFF/ART, что на "Винзаводе", продолжает предыдущий проект Tribute. Painting. Tribute. Painting чуть было не получил Курехинскую премию. В остальном, впрочем, удача сопутствовала Виталию Пушницкому до конца: в этом году он выставился в Лейпциге с учениками Нео Рауха и принял участие в нескольких арт–ярмарках и международных проектах. В Москве, как ни странно, он бывает реже, чем за границей. Последняя выставка в столице была года четыре назад.
Как и в Tribute. Painting, на "Винзаводе" представлены пейзажи, созданные в диалоге с художниками, которые давно стали собеседниками Виталия Пушницкого: с Фрэнсисом Бэконом, Рокуэллом Кентом и Одилоном Рэдоном. Его предыдущий проект был серией оммажей любимым живописцам — признаний в пожизненной привязанности, попыток сделать понравившееся по–своему, азарта возразить авторитетам и настоять на своем и просто непринужденного переиначивания того, что показалось занятным, без оглядки на оригинал. Жанр посвящений позволил Пушницкому говорить о своем присутствии в традиции изобразительного искусства свободно и на свой лад. В его новом проекте диалог с предшественниками вплетен в размышление о метаморфозах как механизме и движущей силе творчества.
Постоянству перемен — истоку художественного опыта Пушницкого — посвящена основная часть выставки. Серия изображений мастерских приглашает нас стать соглядатаями работы художника. Дощатый амбар на окраине Базеля и его грезящий наяву хозяин, захламленная комната, посреди которой красуется ее обитатель в вызывающе чистых джинсах и свитере, времянка, где сбежавший от нацистов в Лондон Курт Швиттерс продолжал изобретать новые мерцбау, — Пушницкий изображает здесь не творческие лаборатории, не убежища одиноких мечтателей и не мастерские, производящие художественную продукцию. Это пространства художественного поиска и творческих метаморфоз. Пышная, неукротимая растительность, царствующая на этих холстах, — метафора творческой свободы, открывающейся художнику в постоянстве перемен.