Конкуренция заставит ОСАГО дешеветь. Водители только выиграют от либерализации рынка

 

Либерализация ОСАГО — это единственное, на наш взгляд, лекарство от многочисленных болезней, присущих этому виду страхования. В нем отсутствует сейчас конкуренция как таковая. Нет нормальной ценовой конкуренции, конкуренции сервисными услугами. Всего этого ОСАГО сейчас лишено, потому что нет возможности предложить справедливый тариф или тариф, который рассчитан персонально для каждого страхователя. Мы вынуждены всем транспортным средствам одной категории на определенной территории давать один и тот же базовый тариф. Такой подход неверный, он тормозит развитие этого вида страхования. Наконец это убеждение стал разделять регулятор.
Реформы, которые сейчас предлагают Минфин РФ и Банк России, похожи. Главная их цель — дать возможность применения свободного тарифа внутри тарифного коридора. За счет тех наработок, которые есть у страховщиков, тех корреляций, которые они уже обнаружили, мы можем отмечать разные зависимости аварийности, например, от цвета автомобиля, от манеры вождения. Здесь можно вспомнить и о телематике как о способе получения объективной характеристики вождения того или иного водителя. Это открывает очень широкие возможности, поэтому мы поддерживаем эти тенденции и просим Центральный банк все максимально ускорить. Но здесь регулятор пока демонстрирует сдержанность. Наверное, она ему присуща.
Можно совершенно точно сказать, что жители Петербурга от изменений в ОСАГО выиграют. ОСАГО в Петербурге не убыточно, а это значит, что конкуренция будет толкать тарифы вниз, а не вверх. И, как только будет возможность применять свободные тарифы в Петербурге, вы увидите, как палитра изменится. Игроки начнут снижать здесь тарифы. Есть, конечно, регионы, в которых мы будем вынуждены тариф увеличить. И здесь регулятор будет следить за тем, чтобы житель, к примеру, Волгограда не лишился возможности купить полис, потому что цена на него взлетит до небес. Этого нам никто не позволит сделать. И мы тоже понимаем, что реформа моментально разобьется и остановится в том случае, если страховщики проявят такое асоциальное поведение.
К сожалению, мы не сможем и резко увеличивать стоимость страховки для неаккуратных водителей. Мы далеки от мысли, что страховые компании смогут о чем–то договориться между собой, и в момент, когда у нас будет возможность более–менее свободного применения тарифа, все дружно применят к какому–нибудь гражданину, знание о манере вождения которого есть только у одного страховщика, повышающие коэффициенты. И он их примет и должен будет дорого застраховаться. Если "РЕСО–Гарантия" повысит цену полиса для водителя, который совершил, например, два ДТП, сильнее, чем предусматривает коэффициент "бонус–малус", то он просто не будет у нас покупать полис. А купит его у компании, которая не знает о его манере вождения, которая захочет установить здесь мягкую ценовую политику, чтобы быстрее наращивать портфель и долю рынка. Рынок в Петербурге сложился таким образом и стоит на таком уровне убыточности, что индивидуализация тарифов обернется для жителей города их снижением. Даже для тех, кто ездит не очень аккуратно.
Дмитрий Раковщик, генеральный директор "РЕСО–Гарантии"