Ростки интернета. Провайдер за пять шагов

Автор фото: Лидия Верещагина
Антон Шугай, компания которого обеспечила 15 поселков в Ленинградской области интернетом

В начале 2000–х годов Антон Шугай открыл интернет–компанию "Цифра", которую затем продал федеральным операторам связи. Сейчас бизнесмен работает в Ленобласти, где конкуренция среди операторов намного ниже, чем в городе. Его новая фирма "Асарта" добилась годовой выручки 60 млн рублей.

14 лет назад Антон Шугай вдохновился опытом друга, который подключил к интернету своих соседей по технологии ADSL (цифровая абонентская линия). Изучив рынок, в 2004 году предприниматель решил, что это перспективное направление, и также начал работать с соседями, а потом с жителями ближайших домов. "Для этого мне был нужен кабель, с помощью которого можно передавать сигналы больше чем на 300 м, его мне подарили родители", — рассказывает Шугай. Так он обеспечил интернетом два дома во Фрунзенском районе, а после отправился к провайдерам, чтобы найти среди них инвестора. Предложение Шугая заинтересовало руководство ГК "Северен", которая вложила в проект около $2 млн. Инвесторы стали совладельцами интернет–провайдера "Цифра". За счет этих вложений "Северен" вышел на рынок b2c.
К 2007 году клиентская база "Цифры" составила 50 тыс. абонентов, в очереди на подключение стояло еще 3,5 тыс. человек. "Работать было непросто: часть подъездов была закрыта, а управдомы не впускали монтажников с формулировкой "ваш интернет будет нас облучать". У нас был целый отдел, который договаривался с такими управленцами", — вспоминает Шугай. Вскоре крупные провайдеры начали скупать операторов вроде "Цифры" и их клиентскую базу примерно по $300 за абонента. "Мы изначально капитализировали бизнес, рассчитывая на его продажу", — объясняет Шугай. В 2009 году компанию продали, а сам бизнесмен продолжил работать в сфере телекоммуникаций, возглавив несколько компаний.

Выгодные поселки

В 2015 году городской рынок оказался перенасыщен операторами, и Шугай обратил внимание на садоводства и коттеджи Ленобласти. Он сделал ставку на пассивные оптические сети, которые не требуют промежуточного оборудования и удобны при большом расстоянии между поселками. "В 2015 году в Китае был бум на подключение к интернету в низкоэтажной застройке, и они начали серийно производить дешевую оптику", — говорит предприниматель.
Бизнесмен снова привлек того же инвестора, получил $1 млн и создал областного интернет–провайдера "Асарта". За 3 года компания обслужила 5 тыс. клиентов (15 поселков). При этом за городом средний доход на абонента составляет 1,1 тыс. рублей, а в городе — 400 рублей. Ежемесячный оборот компании — 4–5 млн рублей.
"Загородный рынок неторопливый, и клиенты принимают решение около года", — рассказывает предприниматель. Подключением занимаются около 20 человек. Сейчас областной рынок похож на то, что было в Петербурге в 2005 году, говорит Шугай.
В регионе работают небольшие операторы: не менее пяти тех, кто специализируется на оптических сетях, например "Медиасети", Gatchina OnLine и пр.
По данным агентства "ТМТ — консалтинг", число абонентов широкополосного доступа к интернету в сегменте частных лиц в 2018 году по России — 32,7 млн человек. Совокупная годовая выручка петербургских операторов — около 6,3 млрд рублей.