Шефы взялись за Петроградку. За два года доля общепита среди арендаторов района выросла до 22,5%

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Сегодня Петроградская сторона — одна из самых привлекательных локаций в городе для реализации разнообразных ресторанных проектов.

Тренды на рынке стрит–ретейла Петроградской стороны соответствуют тенденциям, которые правят бал в Петербурге в целом. В последние 2 года здесь постепенно росла доля общепита в структуре арендаторов.
Так, если в начале 2017 года на сегмент общественного питания на основных торговых улицах Петроградки — Большом и Каменноостровском пр. — приходилось 19,2% арендаторов, то к концу 2017 года этот показатель увеличился до 20,5%, а в III квартале 2018 года — до 22,5%, посчитали в JLL.
По данным Knight Frank, на Большом пр. П.С. и Каменноостровском пр. по сравнению с 2016 годом количество заведений общественного питания увеличилось в 1,5 раза.
По мнению заместителя директора департамента исследований Colliers International Людмилы Заиченко, в год проведения чемпионата мира Петроградская сторона оставалась одной из самых популярных для рестораторов — второе место после традиционно лидирующего Центрального района.
По наблюдению бизнесменов, ресторанная жизнь на Петроградской стороне действительно кипит.
Количество и, что важнее, качество ресторанов стремительно растет, соглашается с брокерами управляющий партнер ресторана "Форно Браво" Андрей Федоров.
"Тенденция очевидна, и успешные игроки, державшие нос по ветру, вошли на Петроградскую еще несколько лет назад, доказав отстающим, что жизнь на Петроградке не только возможна, но и очень даже приятна", — констатирует он.
Совладелец ресторанов Red, Steak&Wine и Pizza 22 cm Эльдар Кабиров тоже наблюдает, что ресторанная жизнь района сильно поменялась и, что приятно, в лучшую сторону.
"Причем появились рестораны разных форматов — и это здорово. Появилась потребность у жителей, которые тут живут, молодежь взрослеет, начинают ходить в кафе / рестораны самостоятельно, — перечисляет Эльдар Кабиров. — Появляются новые помещения с доступной ценой аренды и более или менее нормальными техническими характеристиками".
Президент холдинга "Евразия"Алексей Фурсов, у которого на Петроградской стороне кормят гостей сразу несколько заведений, констатирует, что конкуренция в районе значительно возросла.

Разделение по форматам

Основная концентрация ресторанов располагается на Большом пр. П.С, анализирует руководитель отдела Street Retail Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко. Уже много лет здесь успешно работают Capuletti, "Две палочки", "Моцарелла Бар", "На парах".
На Каменноостровском пр. из–за дефицита парковочных мест в основном открываются кафе демократичного формата, ориентированные на людей, перемещающихся на общественном транспорте.
На Крестовском острове превалируют заведения высокого уровня, добавляет консультант отдела стрит–ретейла компании JLL в Петербурге Александра Камаева.
По мнению Андрея Федорова, серьезно оживил трафик Петроградской новый стадион. С окончанием строительства новых жилых кварталов на Петроградской стороне появилось больше подходящих помещений и, соответственно, вырос спрос на общепит со стороны новых местных жителей.
Например, увеличил предложение качественных помещений стрит–ретейла в районе ввод двух новых жилых комплексов на пр. Медиков и ул. Академика Павлова, приводит пример Александра Камаева.
В этой части острова появились рестораны Hitch, "Бивень", "Чабрец", Kwakker, Proviant и другие.
Кроме активного строительства нового жилья высокого класса в пешеходной доступности от этой локации, на ее развитие влияет и преображение территории с другой стороны реки.
Это формирует новые транспортные и пешеходные потоки, поясняет Анна Лапченко.
Петроградка омолаживается с точки зрения недвижимости, которая здесь появилась, констатирует совладелец ресторанной группы Italy Group Михаил Соколов.
"Количество жителей растет, это ведь по–настоящему удобный район — здесь и центр совсем рядом, и еще сохранена петербургская архитектурная эстетика, — рассуждает ресторатор. — Жилье здесь стоит недешево, и соответствующие люди покупают квартиры, им нужно разнообразие, нужны качественные проекты". За последние 3 года команда Italy Group открыла на острове сразу три проекта — "Ателье Tapas & Bar", Hitch и "Арден".

Новые локации

Любопытно, что новые рестораны на острове появляются не только на улицах–артериях Петроградской стороны, но и на прилегающих переулках.
Многие арендаторы ищут прилегающие к Большому пр. П.С. улочки, ориентируясь на успешный опыт ресторанов на Рыбацкой ("Белка" от шеф–повара Александра Бельковича, "Тольятти" от команды проекта "Бюро", бельгийское пивное кафе KwakInn).
Часть знаковых проектов, например Big Wine Freaks и Beefzavod, располагаются вообще не на ключевых улицах. Эти рестораны работают на Инструментальной ул. и Аптекарском пр.
Но для выхода за пределы основных магистралей нужно иметь определенную уверенность в своих силах и достаточный объем лояльных клиентов, предупреждает Александра Камаева.
Пока же главные кластеры по–прежнему складываются вокруг основных артерий острова, тех мест, где жизнь кипит с раннего утра до позднего вечера.
К таким локациям относятся пл. Льва Толстого и зона вокруг станции метро "Петроградская", Большой пр., пр. Медиков и новый жилой район, районы ул. Профессора Попова и Зеленина, перечисляет Андрей Федоров.
Рестораторы ждут, что на этом подходящие для общепита локации не иссякнут. Так, Эльдар Кабиров призывает обратить внимание на бывшие фабрики, печатные дворы и прочие площадки на острове, которые в будущем имеют все шансы превратится в городские и общественные пространства. Неотъемлемой их частью, конечно же, будут рестораны и кафе.