Танец от пола до потолка. Балерина Ольга Васильева создала акробатический проект и вышла на оборот 10 млн рублей в год

Ольга Васильева, балерина, продюсер AirTrio
Автор фото: Лидия Верещагина
Ольга Васильева, балерина, продюсер AirTrio
Автор фото: Лидия Верещагина

Бывшая артистка балета Ольга Васильева (30 лет) переквалифицировалась в предпринимательницу. Девушка сначала открыла свой шоу–балет, а потом придумала цирковой номер для воздушных гимнасток. Сейчас этот номер посмотрели уже в 12 странах, в том числе в США, Перу, Франции и Голландии.

Ольга Васильева окончила СПбГУКИ по специальности "педагог–хореограф и артист балета". После учебы она 8 лет работала артисткой в разных труппах классического балета, в том числе в труппе В. Королькова и К. Тачкина. Собственный шоу–балет Nonsens девушка открыла в 21 год: собрала танцовщиц, придумала номера и костюмы, отрепетировала программу и принялась искать заказы.
Балет выступал в ресторанах и клубах, на свадьбах и городских праздниках. Параллельно Ольга работала артисткой балета в Цирке на Фонтанке. "Однажды к нам приехали на гастроли воздушные гимнасты из Москвы, — вспоминает она. — Увидев их выступление, я загорелась идеей сделать собственный групповой номер под куполом цирка". Год ушел на то, чтобы найти тренера, собрать состав, придумать и отрепетировать номер, пошить костюмы и изготовить реквизит.
Чертежи для него сделал по заказу Ольги известный в цирковых кругах инженер. Конструкция представляет собой железный шестигранник с машинкой вращения, который крепится к куполу на двух подвесных тросах и поднимается в воздух при помощи лебедки.
Так в 2012 году родился проект Air Trio. Ольга сочетает в нем позиции арт–директора и воздушной гимнастки. Партнером по бизнесу стал тренер Ринат Максудов. Профессиональный гимнаст 12 лет выступал в цирке, а после начал тренерскую карьеру. "Мне надо было полностью переквалифицироваться: накачать мышцы, развить ловкость, выносливость и сноровку в воздухе", — объясняет девушка. В ее номере задействованы три воздушные гимнастки. Для запуска номера потребовался стартовый капитал — 570 тыс. рублей.

Со страховкой и без

"Мы работаем на высоте 14–16 м (в зависимости от размера самого цирка) и пользуемся местной страховкой", — рассказывает Ольга. Это значит, что девушки привязаны страховочным тросом к железному шестиграннику, но не к самому куполу. Другой номер (всего их у команды три: Air Trio, Air Tango и Air Trio Sillks) выполняется и вовсе без страховки. Для него используются тряпичные полотна, а не железная конструкция, дело, естественно, тоже происходит в воздухе — на максимальной рабочей высоте, которую позволяют размеры цирка.
"В эти моменты понимаешь, что ответственность за твою жизнь лежит буквально в твоих собственных руках, — признается Ольга. — Это так, когда я, например, выполняю трюк, держась за полотна одной рукой. И, конечно, она в руках ассистента, который регулирует скорость вращения конструкции, ее подъема и спуска, плавность движений".
Гастроли Air Trio прошли уже в 12 странах, в их числе США, Перу, Франция, Голландия и Эквадор. Контракты для воздушного шоу Ольга ищет сама через профильные сообщества в соцсетях. "Большую часть заказов приносит сарафанное радио, — признает Ольга. — Конечно, помогает и рассылка коммерческого предложения агентам".
В среднем гастроли длятся 3 месяца, но бывают и более долгие контракты: в США они длились 1,5 года. Бюджет самого большого заказа за историю существования проекта составил 9 млн рублей. В промежутках труппа тренируется дома. Но найти площадку для тренировки непросто: в Петербурге не больше трех помещений для репетиций с нужной высотой, которые можно арендовать на необходимое время.

Искусство как бизнес

"Выступления доставляют мне радость, я кайфую от аплодисментов и гастролей. Мне нравится продавать мой продукт, — объясняет Ольга Васильева. — Приятно, что мои партнеры — творческие люди. Это режиссеры, прокатчики, продюсеры и организаторы шоу. Все они тоже хотят создавать красоту для зрителей. Для меня это и бизнес, и искусство".
Оборот Air Trio в 2017 году составил около 10 млн рублей. Основные издержки — пошив костюмов, обновление реквизита, аренда зала и сайт. Расходы на проживание труппы, перемещение оборудования через границу, а также затраты на рекламу шоу берут на себя заказчики.
Чтобы труппа была мобильной и не зависела от таможни и логистики, Ольге пришлось продублировать реквизит. На это ушло около 1 млн рублей. "Думаю, я смогу делать бизнес и в другой сфере, но это не будет приносить такого удовольствия ни мне, ни моему клиенту — зрителю, — признается предпринимательница. — То, что мое призвание стало делом жизни, — это настоящее волшебство".
В основных цирковых шоу в мире с той или иной периодичностью участвует около 10 трупп воздушных гимнастов из России.
"Количество женщин у руля компаний выросло. Они упорно идут к своей цели и могут держать в поле зрения сразу несколько задач, в отличие от мужчин, которые решают их последовательно, — говорит Камиля Арсланова, генеральный директор компании Arbidex. — Женщины поверили в свои силы. Не зря Татьяна Бакальчук из Wildberries в этом году выиграла престижную премию "Предприниматель", опередив Павла Дурова".