Петербургская кухня преткновения. У проблемы апарт-отелей множество сторон

747
Екатерина Соболева
27 декабря 2018, 07:08

Уже не первый год на повестке дня душераздирающий вопрос о создании общепринятой классификации с разделением апарт–отелей и псевдожилья. Единственный параметр, который смогли найти законодатели, чтобы попытаться отстроить эти форматы друг от друга, — это кухонная зона, поэтому дискуссии разгораются в контексте легитимности холодильников и чайников, микроволновок и варочных поверхностей. Апарт–отельные операторы разводят руками: любое средство размещения нацелено на комфорт своей целевой аудитории и предполагает соответствующие сервисы. Например, часто гости апарт–отелей — это туристы с семьями и маленькими детьми, для которых необходимо по расписанию разогревать еду и питье. Растет поток азиатских туристов, для которых местная кухня непривычна: многие не готовы к кулинарным экспериментам и предпочтут еду, приготовленную собственноручно. Большой процент людей строит рацион в соответствии со специальными диетами и медицинскими рекомендациями. Нужно ли в этом случае гостям апарт–отеля привозить с собой кипятильник и электроплитку? Адекватно ли отказывать им в простых удобствах во время размещения в гостинице? Делает ли "псевдожильем" наличие кухни в зоне релакса современные бизнес–центры?

Тем временем фактически у каждого международного гостиничного оператора есть выделенный бренд для апарт–отелей, снабженных полноценной кухонной зоной. Adagio, Sttaybridge, Zoku, Wyndham Residence предлагают гостям размещение в таких апартаментах. У отельных форматов и жилых комплексов есть и гораздо более осязаемые различия. Гостиницы предназначены для краткосрочного и среднесрочного размещения, жилые комплексы — для постоянного проживания. Исходя из этого, людям требуется разный набор инфраструктуры в этих объектах, разные услуги делают их пребывание комфортным. Довольно просто представить ресепшен, персонал и отлаженный механизм предоставления минимального набора сервисов — сам процесс аренды и смена постояльцев, клининг, ремонтные работы, оснащение номеров — в классической гостинице. В этом контексте не отличается от гостиниц и другой формат индустрии гостеприимства — апарт–отель. Даже без официальных теоретических обоснований для тостеров и конфорок визит в апарт–отель Vertical на Московском проспекте не оставит сомнений — перед вами отель. Вот ресепшен, вот лобби, вот туристы с чемоданами, вот персонал, помогающий им вызвать такси.

Пока консьержи в подъездах жилых домов не объявлены вне закона, можно смело утверждать, что такой классический отельный сервис в большинстве жилых домов не предполагается, но только в большинстве. В элитном сегменте жилой недвижимости набор "встроенных" в отношения с управляющей компанией услуг абсолютно индивидуален и зависит от концепции клубного комплекса, целевой аудитории, локации. Точно так же с целевой аудиторией во главе угла, застройщики элитных апартаментов ни в чем ее не ущемляют. Несложно предположить, что покупатели юнитов, скажем, на Крестовском острове не пострадают от отсутствия муниципального детского сада: они заинтересованы в инфраструктуре другого толка, и даже близость к дому далеко не всегда становится решающим критерием, а уж тем более бюджет. С другой стороны, ни для кого не секрет, что все обременения со своих плеч застройщики аккуратно перекладывают на плечи покупателей, конкретнее — учитывают в стоимости квадратного метра. Что же заставляет сделать вывод о том, что всем покупателям бюджетных апартаментов необходим на территории детский садик? Почему человек не может приобрести для собственного проживания небольшие апартаменты, подходящие лично для него по всем характеристикам, да еще в хорошей локации по доступной цене?

Дольщики, в ужасе не обнаружившие поликлинику во дворе и неожиданно оставшиеся без постоянной прописки по месту жительства, в этой истории фигурируют вряд ли. Клиенты застройщиков, которые обходят правила землепользования, понимают характеристики продукта, который они покупают, несмотря на то что строительство псевдожилья — фактически нарушение существующих регламентов.

Таким образом, у этой проблемы множество сторон — добросовестные и недобросовестные девелоперы, отельеры, дольщики, туристы, город — интересы которых необходимо учитывать, и множество нюансов на пересечении этих сторон. Именно поэтому эту сложную проблему невозможно решить с помощью одного простого критерия.

Екатерина Соболева, управляющий директор центра инвестиций в недвижимость Becar Asset Management