Бум на телевизоры. Переход к цифровому ТВ заставил россиян бежать в магазины

Автор фото: Алена Марченко

Перед новогодними праздниками спрос на бытовую технику традиционно растет. Но в этом году ретейлеры и операторы онлайн-касс фиксируют небывалый спрос на телевизоры и ТВ-приставки. Связывают они это прежде всего с тем, что в России начали тестировать новый формат цифрового телевидения с перспективой скорого отключения аналогового ТВ.

Ожидается, что полностью "цифра" заработает в стране в течение первой половины 2019 года. При этом старые модели телевизоров не поддерживают цифровое вещание, поэтому многим придется либо полностью сменить технику, либо купить специальные телевизионные приставки.

На Новый год

Производитель кассовой техники "Атол" обращает внимание, что сезонный рост продаж телевизоров перед новогодними праздниками обычно составляет 15-20%. Но в этом году компания зафиксировала резкий скачок спроса в ноябре, процент покупок оказался на 94% больше, чем месяцем ранее — в октябре. А если сравнить ноябрьские продажи этого и прошлого года, то разница составит 20%. Для своего исследования "Атол" проанализировал данные 13 тыс. касс российских интернет-магазинов. При этом ретейлеры более сдержанны в своих оценках.
"Ноябрь-декабрь — это всегда сезон с повышенным спросом на многие товары, телевизоры не являются исключением. В обычный день спрос вырастает в среднем на 7-8%, в дни распродаж — на 10-13%. Неудивительно, что такие крупные покупки, которые не являются предметом первой необходимости, покупатели оставляют на наиболее выгодные моменты", — отметил генеральный директор ГК "Фотосклад" Алексей Банников.
По его словам, самыми популярными брендами в "Фотоскладе" стали Samsung и Xiaomi. При этом первую марку выбирают покупатели, не стесненные в средствах, а вторую те, кто предпочитает вариант поэкономнее. Самый распространенный ценовой диапазон по покупкам — 40-50 тыс. рублей. Как отметил Алексей Банников, это как раз диапазон бренда Xiaomi. Покупатели также обращают особое внимание на функционал, без смарт-функций телевизоры практически не продаются.
В компании "Юлмарт" ожидают, что за ноябрь-декабрь рост спроса составит уже 25% по сравнению с прошлым годом. "По-прежнему пользуются популярностью телевизоры с диагональю 32 дюйма. Средний ценовой диапазон самых востребованных моделей составляет от 10 тыс. до 15 тыс. рублей. Наблюдается рост спроса в сторону увеличения диагонали", — отметила представитель "Юлмарта" Евгения Чередниченко.
При этом в компании заметили, что новости о переходе на цифровое вещание спровоцировали продажи не только телевизоров, но и телевизионных приставок DVB-T2. Среди производителей уже ощущается дефицит в данном сегменте.
Самыми популярными брендами в "Юлмарте" среди приставок стали Selenga, Oriel, D-color.

Спрос рождает скидки

Средняя стоимость телевизора год к году упала на 31%, достигнув при этом отметки 23,05 тыс. рублей, отмечают в "Атол". Постепенное снижение цен наблюдалось с сентября и достигло своего пика в октябре. Цены были снижены синхронно и параллельно вырастающему спросу. Эксперты отмечают, что уже в ноябре телевизоров было куплено даже больше, чем в период подготовки в ЧМ-2018, когда бум был вызван всеобщим желанием посмотреть матчи. По сравнению с маем и июнем суммарно в ноябре телевизоров было продано на 30% больше.
При этом, по наблюдению компании, вырос и чек на покупку ТВ россиянами. Средняя стоимость такой техники составила 26,6 тыс. рублей, что на целых 114% больше, чем средняя стоимость в 2017 году.
"В среднем по году россияне при покупке через интернет отдают предпочтение телевизорам в ценовой категории от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Однако в апреле, мае, октябре и особенно в ноябре 2018-го с большим отрывом побеждает по количеству покупок ценовая категория от 10 тыс. до 15 тыс. С точки зрения психологии такое поведение покупателей может объясняться стремлением купить более качественную вещь, которая прослужит много лет: весной и летом этого года покупатели выбирали телевизор под грядущий ЧМ-2018, а осенью появилась необходимость совершить покупку в связи с перспективой отключения аналогового вещания", — считает основатель компании "Атол" Алексей Макаров.
Глава "Фотосклада" Алексей Банников с ним не совсем согласен. "Цены, разумеется, были снижены в рамках многочисленных акций и распродаж. Отчасти это и сказалось на росте продаж аксессуаров к ТВ и радиотехники. Приставки пользовались особой популярностью. Правда, здесь стоит отметить ажиотаж вокруг ряда игр, который также сыграл роль. Оказал ли новый план правительства по переходу на "цифру" большое влияние на рынок? Скорее нет, чем да. Рынок развивается по своим законам, и любой постепенный переход от одной системы к другой, когда он осуществляется плавно, не оказывает “встряски” на рынке", — отметил он.
В "Юлмарте" отметили, что на изменение цен на технику прежде всего оказывает влияние курс валют, ведь почти весь этот сегмент в России иностранного производства.
По оценке "Атол", наибольший денежный доход показали бренды Samsung, ТВ-техника которого была продана суммарно на 430,6 млн рублей, а также Sony — сумма его продаж составила 135,7 млн рублей. Также к концу года заметно увеличился спрос на телевизоры с диагональю экрана 40 дюймов, рост составил 17%. При этом доля 32-дюймовых моделей снизилась на 7,6%.
Данные по самым покупаемым брендам тоже удивляют. Первое место заняла немецкая марка Telefunken (18,5%), на втором месте оказался бренд Samsung (15,5%). Далее в порядке убывания популярности располагаются LG (14,2%), Supra (10,3%), Soundmax (6,8%).