Все, что не елки. Топ концертов предстоящей недели по версии обозревателя "ДП"

Автор фото: ТАСС
Милости просим на сольник оперной дивы Аиды Гарифуллиной. Светский раут, только сидя, и за пультом будет лично Валерий Гергиев

За высокое искусство отдуваются классики.

В преддверии больших–пребольших новогодних каникул инструкция по применению петербургских концертов, казалось, могла бы занять полгазеты. Но не займет. Причиной тому не чрезмерная разборчивость составителя, а разреженность декабрьско–январской музыкальной атмосферы. Пока у всех елки, за высокое, а главное — интересное искусство отдуваются классики.

Большой зал филармонии, Малый зал филармонии: Гидон Кремер

Программа филармонического фестиваля "Площадь искусств" в этом году отменно хороша. Возможно, 80–летие Юрия Темирканова и 70–летие Малого зала произвели кумулятивный эффект: конец декабря в филармонии — время жаркое. Жгучие эмоции придется испытать на концертах великого виртуоза и умника Гидона Кремера. 22 декабря в Большом зале филармонии он исполнит посвященный ему Скрипичный концерт Альфреда Шнитке (ЗКР, дирижер — Игнат Солженицын), а 24–го в Малом зале уже со своими литовскими друзьями — скрипичную сонату и сольные "Прелюдии к ушедшему времени" Мечислава Вайнберга. Бетховен и Шопен должны вроде бы подсластить эти пилюли, но они лишь послужат старинными рамами для душераздирающе современных картин.
Когда: 22, 24 декабря

Мариинский театр — 2: Аида Гарифуллина

Вообще–то в этот же вечер в Малом зале филармонии сольный концерт исключительно (может, даже слишком страстно) любимой в Петербурге Юлии Лежневой. Но билетов на ее барочную программу нет давно. Так что милости прошу на сольник другой оперной дивы с международным реноме — Аиды Гарифуллиной. Солистка Венской оперы и прошедшего чемпионата по футболу куда менее разборчива в музыкальных связях. Ее концерт, составленный из сопрановых оперных хитов и романсов Рахманинова (нет–нет, никаких Тимати, "Белых птиц" и прочих калинок–малинок), — это нечто вроде светского раута, только сидя. Впрочем, за пультом сам Гергиев, так что стоячих оваций тоже не избежать.
Когда: 23 декабря

Мариинский театр — 2: опера Чайковского "Чародейка"

Удивительное рядом: Мариинский театр возвращает в репертуар постановку 2003 года. Да не какую–нибудь, а британский взгляд на Россию, который был брошен аккурат к 300–летию Петербурга сначала в Лиссабоне (где спектакль не очень–то поняли), а потом в Петербурге (где его приняли почти на ура). Дэвид Паунтни перенес сказочно–былинных героев Чайковского — Князя, Княжича, Куму — в аристократический салон XIX века. За "господами" подглядывает с хоров "народ". Он же, похватав под занавес топоры, примется крушить декорации. Тут есть революция, поп Гапон, матрос в тельняшке, чай в подстаканниках, постельные сцены — живительная по нынешним временам картина.
Когда: 24 декабря, 5 января

Малый зал филармонии: Сергей Накаряков (труба, флюгельгорн)

Знаменитый трубач Сергей Накаряков — все равно что звездный оперный тенор, только не поет. Впрочем, как же не поет, когда труба и флюгельгорн в его руках способны и на проникновеннейшее бельканто, и на такие бравурные фиоритуры, что Генделю с Вивальди и не снилось. С аккомпанементом Марии Меерович Накаряков исполнит не только "профильные" опусы Шумана, Бренера и Беме, но и скрипичную сонату Моцарта. Все–таки не зря пиарщики всего мира называют его то Карузо, то Паганини.
Когда: 29 декабря

Мариинский театр — 2: премьера оперы Доницетти "Лючия ди Ламмермур"

В этом сезоне театр особенно редко балуется новыми спектаклями, так что любая премьера на вес золота. Оперный хит Доницетти в Мариинке, разумеется, ставили сто раз, и в 2000 году, и (неудачно) в 2009–м. Спектакль симпатичного Андреа де Роза явно повеселее будет, чем предыдущее сумрачное произведение Джона Дойла, в котором шотландские горцы неохотно оттеняли выходы на сцену Анны Нетребко, а больше ничего интересного не происходило. Прошлый спектакль Андреа де Роза в Мариинке — "Симон Бокканегра" Верди — был очень даже живенький: про сухой закон, бандитов в малиновых пиджаках и вообще. Что можно сотворить с вальтер–скоттовской любовно–психиатрической драмой — даже подумать страшно.
Когда: 29, 30 декабря, 4 января

Клуб Mod: ПТВП

Леха Никонов не изменяет традиции давать концерты в самую темную немузыкальную пору — 1 января. Милосердно начнет в 23:00 — любой панк успеет проснуться. Впрочем, даже самое беспощадное клубное выступление большого поэта хорошо не только для панков. Для всех добрых людей, уверяю вас.
Когда: 1 января

Малый зал филармонии: группа "Добраночь"

Автор: 2do.ru
После новогоднего боя курантов музыкальный петербургский пейзаж изменится разительно. Классика решительно уступит место развлекательным жанрам и коллективам. Нет, я не говорю, что эта карета превратилась в тыкву, просто фестиваль "Площадь искусств" закончился. Да и в тыкве ничего дурного нет. Корневой продукт, крайне полезный для здоровья — особенно если мы о великолепном клезмерском ансамбле "Добраночь". Между прочим, в выделке своих опусов и инструментальной виртуозности этот зажигательный коллектив даст фору многим и многим академистам.
Когда: 3 января

Новая сцена Александринского театра: All in Fam

Под загадочным названием кроется концерт коллектива, который тут же, на Новой сцене Александринки, и родился в 2015 году. All in Orchestra — это обаятельная и предприимчивая коллаборация живых инструменталистов (в разных составах, количестве и качестве) и электронщиков с хорошим вкусом. То они альбомы для поливокса с оркестром записывают, то техно с флейтами играют. Теперь собираются представить разноформатные сайд–проекты. Петь, говорят, тоже будут. Любопытно.
Когда: 5 января

Клуб Mod: Parks, Squares аnd Alleys

Самый рождественский концерт 2019 года, не преувеличиваю. Дрим–поп Сергея Хавро и группы "Парки, скверы и аллеи" — весь про светлую любовь, светлую печаль, белый свет и все такое. Отлично сделанные и хорошо спетые песни — прямо–таки обещание дивного нового мира, очень духоподъемно.
Когда: 7 января

Музей–квартира Н.А. Римского–Корсакова: Laterna Magica "Данте: вокруг да около"

Справедливости ради стоило бы упомянуть и о новой программе крайне редко выступающего петербургского средневекового ансамбля Laterna Magica. Средневековые академисты (эдакие тихие — без орды барабанщиков, псевдоисторических костюмов и площадных плясок) ходят вокруг да около великого поэта в стремлении предъявить изумленной публике, что такого он мог слушать в своем XIII веке. Увы, автор сих строк уже сто лет играет в означенном ансамбле, а рекомендовать самого себя как–то неприлично. Так что нет, об этих концертах мы не говорили. Ни слова.
Когда: 8 и 9 января