Активные траты. Новые возможности госзаказа и старые проблемы с картелями

Автор фото: Антон Ваганов
Автор фото: Антон Ваганов

Картелей — больше, электронизация — выше, а ГУПы отвертелись. В 2018 году в Петербурге тестировали новые возможности и пользовались старыми проверенными способами. Получалось по–разному.

К ноябрю 2018 года, по данным комитета по госзаказу Петербурга, в городе провели закупок на 146,8 млрд рублей, или 91,5% от плана. Процентаж соответствует показателю за аналогичный период прошлого года. Причем в первой половине 2018–го по сравнению с прошлыми годами, обращали внимание в комитете, госзаказчики проявляли большую, чем обычно, активность. За полгода разместили заказов на 84% от плана в денежном выражении (в первом полугодии 2017–го — на 75%). В I квартале также, судя по официальной информации, никто не спал: провели закупок на 81,75 млрд рублей (63,9% от запланированных объемов). Это на 8,4% больше, чем на начало апреля 2017 года. А если прибавить объявленные тендеры, по которым еще не подвели итоги, то вообще на 10% больше, чем в начале 2017–го.
Одним из объяснений активности в трате бюджетных денег может быть главное спортивное событие 2018 года — Чемпионат мира по футболу. В начале года в Петербурге система госзаказа "переваривала" последние приготовления к Мундиалю. Например, в феврале–марте разместили около 30 тендеров общей стоимостью 300 млн рублей, так или иначе связанных с подготовкой к нему. Закупали разное — начиная от экипировки для городских волонтеров до работ по благоустройству фан–зоны и ремонта дорог. К слову, поскольку с 1 июня по 15 июля действовал запрет на все ремонты на маршрутах следования клиентских групп ФИФА (а они затрагивали практически все районы Петербурга), работу на этот период пришлось прервать.
Но с января 2018–го в Петербурге не только заключали новые, но и активно разрывали действующие контракты. И к концу III квартала расторгли больше 7 тыс. (это больше почти на 11%, чем за аналогичный период 2017–го). Львиная доля расторжений пришлась на 11 органов власти города вместе с их подведомственными учреждениями (через "подведы" проходит большой объем госзаказа). Лидеры — комитет по развитию транспортной инфраструктуры и комитет по строительству. Контракты расторгались как по соглашению сторон, например в связи с изменением объемов работ, так и из–за ненадлежащего исполнения подрядчиками обязательств (в частности, нарушений сроков работ, многие из которых должны были завершиться в 2016–2017 годах).

Своим чередом

Картели — традиционные элементы пейзажа городского госзаказа. Но в уходящем году они выявлялись чаще и результативнее.
С начала года возбуждено 21 дело, это на 66% больше, чем за аналогичный период 2017–го. В 18 случаях приняты решения о наличии в действиях ответчиков антиконкурентного соглашения. Хотя в УФАС поясняют: "Ввиду того что антимонопольный орган рассматривает действия компаний за последние 3 года, нельзя сказать, что данный прирост обусловлен увеличением подобных нарушений законодательства".
"Сферы поставки питания, лекарственного обеспечения подвержены формированию картелей. Ведь они проводятся на регулярной основе. Да и высокая начальная цена зачастую порождает интерес", — поясняет заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы АО "ОТС" (оператор электронной торговой площадки OTC–tender) Юлия Романова.
В петербургском УФАС к списку "картелепотенциальных" отраслей прибавляют еще и строительство, в том числе дорожное, а также благоустройство (на сферу здравоохранения приходится примерно 33% дел, на строительство и благоустройство — 27%, социальное питание — 10%).
Эксперты выделяют несколько совершенно очевидных маркеров картельных сговоров. В документации разных участников, размещенной на электронной торговой площадке, совпадают номера телефонов и адреса электронной почты; компании заменяют аукционные документы с одинаковых логинов — приводят примеры традиционных уловок эксперты. Наконец, участники сговора входят на сайты электронных торговых площадок с одинаковых IР–адресов.
И ведь даже находились бизнесмены, которые не сильно заморачивались по поводу конспирации.
Например, по итогам проверки 237 аукционов, проведенных в 2015–2018 годах, на поставку лекарств, медицинского оборудования и мебели для поликлиник, больниц и других медучреждений города был выявлен "медицинский" картель. Общая стоимость закупок, которые распределяли между собой девять компаний, — более 1 млрд рублей.

ГУПы — и снова здравствуйте

В 2018–м государственные унитарные предприятия снова ушли под контроль более мягкого по сравнению с 44–ФЗ, по мнению антимонопольной службы, закона о закупках — 223–ФЗ (Госдума приняла соответствующий смягчительный законопроект в июне). Система, по которой государственные унитарные предприятия закупались по 44–ФЗ, продержалась всего 1,5 года и была изменена в том числе, как считается, благодаря обращениям петербургских властей в федеральный центр.
Некоторые эксперты, впрочем, полагают, что после изменений 223–ФЗ стал более жестким, чем его предшествующая версия. "Закупки по 223–ФЗ уже имеют более универсальный характер. В том числе речь об их схожести с закупками по 44–ФЗ — с точки зрения алгоритма действий как со стороны заказчика, так и со стороны участника закупки. Здесь уже нет такого простора для фантазии, как раньше", — полагает Юлия Романова.

И электронизация всех торгов

С 1 января 2019 года в полном объеме вступят в силу поправки, предусматривающие электронизацию госзакупок. В бумажном виде будет запрещено проводить конкурсы (открытый; с ограниченным участием; двухэтапный), запрос предложений и запрос котировок. В 2018–м закупки в таком формате были доброй волей заказчиков. Многие использовали эту возможность для тестирования механизма.
"Перевод закупок в электронную форму позволяет, в частности, снижать коррупционные риски, обеспечивать конфиденциальность подачи заявок", — описывали преимущества работы "по–новому" представители электронной площадки "НЭП–Фабрикант". Но "тренировка на кошках" показала, что не всегда процесс проходил гладко. Да и в целом электронизация может потрепать нервы подрядчикам, а то и вовсе лишить контракта.
Наличие проблем на электронных площадках подтверждают в региональном управлении антимонопольной службы — там констатировали увеличение количества технических сбоев. "Заявитель, уверенный в том, что его заявка полностью сформирована и все необходимые документы к ней приложены, отсылает нам жалобу на незаконное отклонение. А на заседании комиссии представитель заказчика убедительно доказывает, в том числе и заявителю, что технические неисправности на площадке не позволили ему увидеть заявку полностью", — описывал "ДП" ситуацию руководитель местного УФАС Вадим Владимиров.
Участники рынка обращали внимание на то, что жертвами технических сбоев можно было стать на разных стадиях процесса. "Порой электронная площадка официально подтверждала факты технических сбоев и инициировала перенос срока подачи заявок и сроков проведения аукционов. Но при этом почему–то "забывают" о победителях торгов, у которых дедлайн подписания контракта приходился на дату, когда происходил сбой. В этом случае ФАС обычно не заносит поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Но контракт мог быть потерян для поставщика", — конкретизирует историю начальник управления сопровождения электронных торгов ООО "Леге Артис" Наталья Малиновская.
Некоторые участники торгов, попавшие в аналогичную ситуацию, решали отстаивать свои интересы. "Таких случаев в моей практике один–два в месяц. Все, с одной стороны, успешны — никого не заносили в РНП. Но контракт мы ни разу не смогли подписать. Законодательно или выходили сроки, или уже был заключен контракт с другим участником", — отмечает Наталья Малиновская.
Неудивительно, что по осени комитет по госзаказу Петербурга советовал городским ведомствам не тянуть и активнее проводить закупки и заключать контракты на 2019–й и последующие годы еще в 2018–м. Так оно для заказчика спокойнее — будет чем отчитаться о расходовании бюджетных денег за первый квартал года.