Петербуржцы к Новому году взяли кредиты на бытовую технику, гаджеты и погашение других займов

Автор фото: Алена Марченко

Финансовые организации наблюдают рост спроса на кредитование физических лиц. Люди занимают на подарки, подготовку семейных торжеств и вечеринок, а также на праздничные поездки на отдых. Эксперты отметили не только общий рост количества займов к концу года, но и повышение средней суммы кредита.

Бум на кредитование и краткосрочные займы наблюдался в России в течение всего 2018 года. Поэтому к праздничным дням объем займов плавно увеличился. Но также эксперты отмечают, что петербуржцев простимулировал скорый рост НДС. Люди опасаются, что он может вызвать рост цен на определенные категории товаров, поэтому стремятся приобрести их заранее. При этом наибольшим спросом у людей пользуются бытовая техника и гаджеты.

Взаймы побыстрее

Рост спроса на займы наблюдают в первую очередь микрофинансовые организации. Так, в декабре этого года количество микрокредитов, по данным компании SmartCredit, в целом по России оказалось в 2 раза больше, чем в 2017 году. Рост микрокредитования зафиксирован в 80 регионах страны, и больше всего займов приходится на Москву и Петербург. Чаще всего на подарки микрокредиты берут люди в возрасте до 30 лет.
По словам генерального директора микрофинансовой организации SmartCredit Фариды Валуевой, прирост среднего чека на кредит в Петербурге за 3 года составил 50,3%. "В 2016 году на подарки заемщикам из Петербурга требовалось в среднем 6,2 тыс. рублей, в 2017 году – 6,9 тыс. рублей, в 2018 году – уже 9,4 тыс.", – рассказала она.
Также ощущается существенная разница по количеству микрокредитов между ноябрем и декабрем этого года: в декабре в Петербурге было на 113% больше займов, чем в ноябре. В 2017 году разница по количеству займов между ноябрем и декабрем составляла 56%.
При этом, по данным опроса компании Deloitte, на празднование Нового года и на подарки среднестатистический россиянин в этом году готов потратить 16,9 тыс. рублей. Для себя россияне приобретают смартфоны, косметику и парфюмерию. Эти же товары относятся к категории самых желанных, кроме того, россияне с удовольствием получили бы в подарок ноутбуки, персональные компьютеры, деньги и путевки. На подарки из всего праздничного бюджета идут 42% средств.
"Нужно понимать, что спрос на кредитование в новогодний период растет абсолютно у всех — и у банков, и у микрофинансовых организаций. В данном случае люди понимают, что чуть позже им заплатят премии и зарплаты, поэтому заем берется под эту предполагаемую премию, чтобы затем его погасить. Ни микрофинансовые организации, ни банки не стимулируют клиентов на займы в конце года. Обычно они не организуют какие-либо специальные акции по облегчению одобрения займа или снижению процента кредита. Этот рост происходит абсолютно естественно. Микрофинансовые организации в данном процессе традиционно выигрывают в простоте и скорости выдачи займа, особенно когда нужна небольшая сумма и на короткий срок", — рассказал директор саморегулируемой организации "МИР" Андрей Паранич.

Какие суммы берут в банках

В Альфа-Банке отметили, что наибольшим спросом пользуются кредиты на бытовую технику, мобильные устройства и приобретение туристических путевок, которые, как правило, имеют достаточно высокую цену. В декабре объем кредитования в Альфа-Банке в Петербурге вырос на 15% по сравнению с осенними месяцами, а на 10% увеличилось количество кредитов. Также в банке ожидают, что декабрьские показатели в итоге превысят ноябрьские на 12%.
"Статистически заранее подарки покупают около 30% населения России, большинство планируют приобретение на вторую половину декабря и рассчитывают на возможность воспользоваться заемными средствами. Средний кредит наличными в Альфа-Банке в декабре составляет на текущий момент 250 тыс. рублей", — отметил дивизиональный директор банка Олег Прокаев.
Также эксперт добавил, что важно помнить о факторе повышения НДС с января 2019 года, который во многом, так же как и праздники, стимулирует потребительскую активность в последний месяц года.
Руководитель бизнеса группы небанковских продуктов банка "Санкт-Петербург" Андрей Афанасьев рассказал, что рост заявок на кредитование в их организации в ноябре-декабре составил 10%. "Средняя сумма по всем кредитам сейчас примерно 350 тыс. рублей, что так же чуть выше, чем было еще осенью. Также отмечу, что наблюдаем под конец года рост спроса клиентов на нашу программу рефинансирования кредитов", — подчеркнул он.
По его словам, средний заем на погашение другого кредита по программе рефинансирования составил 600 тыс. рублей. Объем кредитования в банке "ВТБ", также как и у банка "Санкт-Петербург", к концу года вырос на 10%. Среди основных целей кредита наличными в декабре — ремонт, оплата обучения или отпуска, а также рефинансирование займа в другом банке.

Кредит в магазине

Среди ретейлеров продажами в кредит в рассрочку в основном занимаются магазины техники. Как раз из-за широкого спроса на гаджеты в новогодний период они обычно выходят на первые места по объемам продаж по сравнению с другими отраслями торговли.
В компании "Юлмарт" накануне Нового года отметили высокий спрос на приобретение дорогой бытовой техники и гаджетов А-класса в кредит или в рассрочку, среди них пользуются популярностью бренды LG, Samsung, Asus.
"Чаще всего покупатели приобретают в кредит или рассрочку цифровую технику — смартфоны, ноутбуки, планшеты, компьютеры, а также бытовую технику — телевизоры, стиральные машины. Средняя сумма такой покупки — 26 тыс. рублей", — говорит менеджер по финансовым сервисам "Юлмарта" Сергей Киселев.
Он отметил, что в декабре количество сделок по кредитам выросло на 10%, а покупок в рассрочку — на 50% по сравнению с ноябрем. Наиболее востребованы покупки по картам рассрочек "Халва" (выпускается Совкомбанком) и "Совесть" (выпускается Киви банком) — более 70% от всего кредитного оборота магазина.
В группе "М.Видео-Эльдорадо" кредитные продажи в предновогодний период остались на прошлогоднем уровне — на них приходится пятая часть продаж обоих ретейлеров. Точкой роста, как отметили в пресс-службе компании, являются онлайн-покупки в кредит за счет развития технологий и сервисов. В "М.Видео-Эльдорадо" значительно упростили способы оформления кредита и перевели его в электронный вид, чтобы заявку на заем клиенты могли оформить дистанционно.
Наиболее популярными кредитными категориями являются телевизоры, цифровая и крупная бытовая техника. В Петербурге первые строчки занимают флагманские смартфоны от лидеров телеком-рынка Apple, Samsung, Huawei, Honor, а также широкоформатные телевизоры от LG и Samsung с разрешением 4К (Ultra HD).
Выросший спрос на смартфоны премиум-класса, приобретаемые в кредит, отметили и в ГК "Фотосклад". При этом, по словам генерального директора компании Алексея Банникова, покупатели не берут особенно большие кредиты, скорее покрывают недостаток в 5-10 тыс. рублей. В целом же в кредит приобретаются товары ценой от 20 тыс. рублей.
"Наибольший спрос на бытовую технику, притом крупную: стиральные машины, плиты, пылесосы. Особенно высокий спрос на роботы-пылесосы, и самые современные модели тоже многие берут в кредит", — отметил Банников.
Он также добавил, что обычно предпраздничный спрос растет вплоть до 31 декабря, а затем на некоторое время продажи спадают. В целом покупки в рассрочку и в кредит в этом году выросли на 20-25%.