Работать на себя или умереть. Налог не решит проблему гарантии качества услуг самозанятых граждан

 

Новая инициатива правительства — закон об экспериментальном налоге для самозанятых в четырех регионах (в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане), который вступил в силу с 1 января, — полагаю, не даст ожидаемых результатов.
Когда термин "самозанятый гражданин" только появился, власти уже призывали людей начать платить налоги. Откликнулись единицы. Очевидно, что, если в ситуации неопределенности есть возможность уклониться от уплаты налогов, чуть ли не каждый будет делать это ровно до тех пор, пока ему не предъявят факт самозанятости карательным образом. Сейчас самозанятые — это люди, занимающиеся ручным трудом в широком диапазоне навыков: электрики и сантехники, уборщицы и кондитеры, швеи и маникюрши, парикмахеры и визажисты. И число таких специалистов возрастает, потому что их услуга может быть реализована у вас дома. Это сектор, где работа привязана к месту жительства клиента: офисы не нужны, самозанятые все необходимое принесут с собой.
Главный минус такой системы — отсутствие гарантий качества услуги. На свой страх и риск действуют и специалисты, и клиенты. Самая большая беда именно в этом, но никак не в налогах. Получается, что государство не решает основную проблему. А способы, которые предлагаются правительством, вызывают лишь сомнения. Для клиента это увеличение стоимости услуг. Для специалистов — дополнительные документы и траты. Сегодня с меня возьмут налог 4% от заработка, через год — 13%, а через два — 20%? А как расплатятся за мои услуги? Уборщицам придется ходить к заказчикам с кассовым аппаратом? Или товарные чеки выписывать?
Массовая самозанятость появилась в 1990–х, когда нужно было найти деньги на то, чтобы не умереть. Легче стало в начале 2000–х: экономика шла вверх, развивался бизнес, снова появлялись наемные работники. И — раз! — кризисы 2008 и 2014 годов, которые резко снизили возможность существования малых бизнесов. Налоги и реальная инфляция, растущая выше официальной, были особенно заметны по арендной ставке помещений — она повышалась. Предприниматели "убрали штат". И многие работники решили трудиться не на кого–то, а на себя.
Предприниматели хотели бы получать от государства не отсутствие негатива, а позитив. В новой инициативе он не просматривается. Власть хочет сделать все "по–быстрому", но, увы, так это не работает, ведь система самозанятости складывалась десятилетиями. Выросло целое поколение, для которого такая форма организации своей жизни и труда выглядит естественной. Сейчас инициативы доводят нас до панического ужаса. Каждая новость воспринимается как угроза, особенно в ситуации стагнации экономики, упадка реальных доходов, роста задолженностей по кредитам и квартплатам. Нам попросту страшно.
Елена Кудрявцева, доцент департамента менеджмента школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург