Двое на 8 млрд. "Охотники за картелями" напали на дорожные тендеры в Ленобласти

Автор фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Автор фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Руководитель общественной организации "СТОПкартель" Александр Кулаков, один из самых активных борцов с нарушениями на рынке госзаказа, увидел признаки сговора на дорожных аукционах в Ленобласти. В ФАС также пожаловалась компания, созданная полгода назад в Пскове. На кону — распределение 8 млрд рублей из бюджета региона.

В ФАС России поступила серия жалоб на аукционы по содержанию дорог в Ленинградской области. Заказчиков заподозрили в излишнем укрупнении лотов, ограничении конкуренции и картельном сговоре на 8 млрд рублей. Среди обратившихся к антимонопольщикам — глава общественной организации "СТОПкартель" Александр Кулаков, известный как один из самых непримиримых борцов с коррупцией в сфере госзаказа.
Первую волну жалоб рассмотрели в Москве. Властям Ленобласти удалось доказать, что никакого сговора не было. Однако разбирательство на этом не закончилось. В ситуацию вмешалась еще одна заинтересованная организация — компания "Вектор", зарегистрированная в Пскове осенью прошлого года.
Спор возник из-за аукционов, объявленных Управлением автомобильных дорог Ленинградской области ("Ленавтодор") 28 декабря. В ведомстве поделили регион на шесть зон, для каждой из которых организовали отдельный конкурс. Самый дорогой лот оценили в 1,86 млрд рублей. За эти деньги подрядчики должны содержать дороги Кингисеппского, Лужского, Сланцевского и Волосовского районов. Минимальный по стоимости заказ на 1 млрд рублей включает Кировский, Волховский и Киришский районы. Общая стоимость закупки по всей области достигает 8 млрд рублей.
Речь идет о своевременной уборке во время метелей, вывозе снега, устранении ям и колдобин, ремонте ограждений, расчистке систем водоотведения, поддержании чистоты и прочих межсезонных работах. По условиям техзадания, контракты будут заключаться до июня 2022 года. Подведение итогов тендеров назначили на 1 февраля.
На стадии приема заявок от потенциальных участников закупок на имя главы ФАС России Игоря Артемьева поступили однотипные жалобы от руководителя общественной организации "СТОПкартель" Александра Кулакова. Во всех документах он также называет себя активистом "Общероссийского народного фронта" (ОНФ). Кулаков — известная персона на рынке госзаказа. В реестре жалоб ФАС от имени его движения числятся десятки заявлений по всей России.
Среди последних громких дел "СТОПкартеля" можно выделить жалобу на закупку еды для детсадов Нижнего Новгорода стоимостью 1,2 млрд рублей. В декабре 2018 года доводы Кулакова признали обоснованными, заказчик отменил торги. В том же месяце администрации Ростова пришлось аннулировать тендер на уборку городских улиц за 1 млрд рублей. В январе нынешнего года антимонопольщики уличили чиновников Ямала в нарушениях на 1,3 млрд рублей при строительстве культурно-оздоровительного центра.
В Петербурге "СТОПкартель" тоже пытался повлиять на выбор дорожных подрядчиков. К примеру, в мае 2018 года организация Александра Кулакова обвиняла в сговоре участников аукционов по ремонту городских дорог и реконструкции Лиговского путепровода общей стоимостью свыше 7 млрд рублей. Победители тендеров претензии на свой счет категорически отвергали.

Президентские указания

Дорожные конкурсы в Ленобласти не понравились общественной организации по нескольким причинам. Так, в жалобе на самую дорогостоящую закупку на 1,86 млрд рублей указано, что в техдокументации нет доказательств, подтверждающих наличие общих границ и связи между объектами улично-дорожной сети разных районов. По логике "СТОПкартеля", в "Ленавтодоре" могли не объединять трассы, разбросанные по региону, в один крупный лот.
"Объединение в один лот различных по функциональным характеристикам услуг влечет ограничение конкуренции при проведении торгов, поскольку сокращает число хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным лотам. Включение в состав одной закупки технологически и функционально различных работ делает невозможным участие в электронном аукционе организаций, заинтересованных в оказании конкретной услуги, например обслуживание улично-дорожного освещения или озеленение, или ремонт дорог, или уборка мусора, а также ограничивает доступ к участию в электронном аукционе субъектам малого и среднего предпринимательства", — говорится в жалобе.
Александр Кулаков обвинил власти Ленобласти в неэффективном расходовании бюджетных средств, приведя в качестве примера другие регионы, где дороги делят на мелкие участки. В подтверждение своих доводов автор заявления в ФАС цитирует президента России Владимира Путина, который на заседании госсовета в прошлом году критиковал чиновников за антиконкурентный подход к проведению аукционов. Кроме того, среди цитат главы государства есть выражение о картелизации российской экономики и монополизации рынка госзаказа.
"Получается, что проведением указанных торгов с излишне укрупненным лотом заказчиком создаются условия для последующих картельных и иных сговоров, что приведет к росту бюджетных расходов и неэффективному использованию бюджетных средств", — пришел к выводу Кулаков.

Минтранс одобряет

Аналогичные претензии "СТОПкартель" выдвинул еще к трем аукционам. ФАС рассмотрела все жалобы на заседании в Москве. Результаты проверок опубликованы в реестре ведомства в минувшие выходные. По мнению антимонопольщиков, позиция Александра Кулакова необоснованна, нарушений со стороны заказчика не зафиксировано.
Как пояснили представители "Ленавтодора", они действовали в соответствии с законом и по нормативам, установленным Минтрансом. При объединении услуг в крупные лоты дорожники "руководствовались технологическим процессом, территориальными признаками и спецификой выполнения данного вида работ, в том числе экономической целесообразностью".
Согласно решению ФАС, "Ленавтодор" на данный момент вправе продолжить выбор подрядчиков по изначальной схеме. Но разбирательство на этом не закончилось, распределение 8 млрд рублей еще могут притормозить. Оказалось, что жалобы на конкурсы также подал гендиректор псковского ООО "Вектор" Алексей Трегуб. По сведениям базы СПАРК, его компания была зарегистрирована и поставлена на учет налоговой службы в сентябре 2018 года. Основным направлением "Вектора" указана деятельность в области права.
В своих жалобах Трегуб также говорит об искусственном укрупнении лотов и создании экономических барьеров за счет большого размера обеспечительных заявок. Рассмотрение претензий псковской компании ожидается сегодня, 21 января, в столичном офисе ФАС.
Как ранее сообщал "ДП", в 2017 году конкурсы на содержание областных дорог выиграли Волосовское, Всеволожское, Лодейнопольское, Выборгское и Пригородное ДРСУ. С ними были заключены контракты до середины 2019 года. Общая сумма пяти лотов составила 5,5 млрд рублей (каждый стоимостью более 1 млрд рублей). В то же время власти Ленобласти анонсировали реформу дорожной отрасли. По мнению чиновников, многочисленные мелкие ДРСУ усложняют управление, поэтому их необходимо укрупнить, присоединив к эффективным компаниям убыточные.
"Мы готовили реформу весь прошлый год, меняли менеджмент у ряда предприятий. Теперь мы рассчитываем, что крупные ДРСУ смогут в дальнейшем не только заниматься содержанием дорог, но и участвовать в конкурсах на ремонт и нанесение разметки. Это позволит им не выживать, а развиваться", — отмечал в июне 2018 года глава комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Юрий Запалатский.
По замыслу чиновников, укрупненные службы смогут улучшить свое финансовое состояние, объединив в том числе материально-техническую базу. Фактически они смогут улучшить парк дорожной техники, переоснастить собственные производства. Подробнее об этом читайте в материале "ДП".