Третья в России, вторая в мире: Avito оценили в $4 млрд

Автор фото: пресс-служба Avito

Фонд Naspers увеличил долю в Avito до 99,6%, доску объявлений оценили почти в $4 млрд, что уже сопоставимо с "Яндексом" и Mail.ru. За 3 года сервис подорожал почти в 1,5 раза, по росту доходов классифайд не уступает этим IT-гигантам. Участники рынка прогнозируют рост Avito и рынка социальной коммерции, а также снова обсуждают возможный выход доски объявлений на IPO и поглощение конкурирующей "Юлы".

Южноафриканский холдинг Naspers увеличил до 99,6% свою долю в Avito, приобретя 29,2% акций доски объявлений (классифайда) за $1,16 млрд, сообщается на сайте фонда. Стоимость Avito была оценена Naspers в $3,85 млрд, шведская Vostok New Ventures (продала свою долю) оценивает доску объявлений в $4 млрд. Avito, таким образом, стала третьей по величине интернет-компанией в России: лидирующий "Яндекс" на NASDAQ стоит $10,7 млрд, Mail.Ru Group на Лондонской фондовой бирже — $5,3 млрд.
Гендиректор Naspers Боб ван Дейк заявил, что инвестиция в Avito сможет укрепить позиции компании на мировом рынке классифайдов (Avito — второй классифайд в мире по посещаемости) и на российском интернет-рынке. Goldman Sachs прогнозируют, что к 2020 году годовая прибыль российских классифайдов вырастет в 1,5 раза, до 47 млрд рублей. Инвестиции в Avito подстегнут рынок социальной коммерции в России, который по итогам прошлого года оценивался уже в половину оборота e-commerce, отмечают участники рынка. В числе возможных сценариев роста Avito называют выход компании на IPO, слияние с "Юлой" и запуск смежных проектов.
Свои доли в Avito продали шведская инвесткомпания Vostok New Ventures (13,3%), фонд Baring Vostok Capital Partners (4,2%), менеджмент и основатели сервиса Филип Энгельберт и Йонас Нордландер (4,6 и 10% соответственно). Согласно сообщению Vostok New Ventures, он продал принадлежащие ему 13,3% акций за $540 млн. У менеджмента компании остается 0,4% ее акций. Reuters со ссылкой на источники утверждает, что Naspers собирается стать единственным владельцем Avito.
Сделка была закрыта 25 января 2019 года и финансировалась за счет имеющихся денежных средств Naspers. "Талантливая управленческая команда Avito, возглавляемая генеральным директором Владимиром Правдивым, продемонстрировала способность последовательно добиваться значительного роста в течение долгого времени. Эффективность бизнеса превосходна, и мы с нетерпением ждем продолжения этой тенденции, продолжая использовать технологии, знания и опыт Avito в OLX Group и наоборот", — прокомментировал сделку Мартин Шипбоувер, генеральный директор OLX Group ("дочка" Naspers, организатор сделки).
Naspers в 2011 году приобрел классифайд Slando, работавший в России, на Украине, в Португалии, Греции, Бразилии и ряде других стран. Сумма той сделки составила $29 млн. В 2013 году Naspers договорился с акционерами Avito об объединении сервиса с площадками OLX и Slando. Тогда же фонд инвестировал в Avito $50 млн, получив долю в сервисе в размере 17,4%. В 2015 году, когда Naspers увеличил свою долю в Avito с 17,4 до 67,9%, на $1,2 млрд, стоимость классифайда была определена в $2,7 млрд. Таким образом, за 3 года сервис подорожал почти в 1,5 раза.
За 9 месяцев 2018 года выручка сервиса составила 10,3 млрд рублей ($162 млн), что на 30% выше, чем годом ранее. Скорректированная EBITDA оказалась на уровне $103 млн. Таким образом, акционеры оценили Avito почти в 20 годовых EBITDA. Управляющий партнер Gagarin Capital Николай Давыдов отметил в комментарии "Ведомостям", что Avito в рамках сделки недооценили, так как классифайды таких масштабов продаются в мире по мультипликатору 50 EBITDA. Управляющий партнер фонда RTP Global Антон Иншутин предположил, что Avito привлекла Naspers ростом и высокой маржинальностью бизнеса. "Продать этот актив кому-то уже очень трудно, он большой. Вероятно, в перспективе можно сделать IPO", — заявил Иншутин "Коммерсанту".

Спорный прогноз

Вряд ли в существующей бизнес-модели есть точки для опережающего роста Avito, скорее всего, Naspers усиливает свои позиции, в том числе и на российском рынке, отмечают в "Альпари". По мнению аналитиков, увеличение оборотов тут будет возможно, если владелец привнесет что-то новое в стратегию. В "Альпари" напоминают, что о выходе Avito на IPO говорили еще в 2015 году.
"В то же время выход на Мосбиржу Mail.ru и "Яндекса" может сподвигнуть Naspers к размещению, чтобы привлечь новый капитал. Но для этого нужно хотя бы представлять цели расширения этого бизнеса, ведь рекламная составляющая в чистом виде тут реализована на 100%, вряд ли ее можно увеличить еще больше. В то же время объединение с "Юлой" выглядит вполне реальным", — считает Анна Бодрова, старший аналитик информационно-аналитического центра "Альпари".
Глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин не верит в IPO и слияние с "Юлой". Выход на биржу, по его словам, не имеет смысла в текущих экономических и политических реалиях, а в случае слияния с классифайдом от Mail.ru не стоит ожидать синергии. "Я не очень верю в успешность трансформации традиционного ретейла в онлайн в России, для нашего рынка это сложный, а порой и тупиковый вид цифровизации. Они остаются разными сегментами. Avito в этом смысле избавлен от этих недостатков, они изначально построили эффективную бизнес-модель. Создателям удалось запустить платформу, которую можно успешно выводить в смежные сегменты. Единственная неудача — сервис подбора услуг по аналогии с YouDo, его они закрыли и развивать не стали по непонятным причинам", — отмечает аналитик.
Консолидация пакета акций говорит не столько о надеждах на опережающий рост, сколько уверенность менеджемента Naspers в том, что Avito как актив для них представляет большую ценность, чем для миноритариев, считает сооснователь Data Insight Борис Овичнников.
"Что именно, по их мнению, создает эту дополнительную ценность, мы не знаем: это может быть и желание укрепить свои позиции в переговорах с другими акционерами MailRu Group, и вера в возможность репликации успеха Avito в других странах, и вера в позитивное влияние роста доли в Avito на котировки самой Naspers, а может быть и действительно просто более оптимистичная (чем у миноритариев) оценка среднесрочных перспектив Avito", - поясняет он.
Аналитик не видит предпосылок для возможного IPO или слияние с классифайдом MailRu Group - такая сделка сделала бы Naspers крупнейшим акционером объединенной компании, что "недопустимо для российских властей, поскольку MRG - не просто бизнес, но и большая медиа-структура", поясняет сооснователь Data Insight
"Несмотря на усилия Avito по привлечению b2c-продавцов, все-таки сервис скорее создает собственный сегмент (основные продажи генерируют частные продавцы - профессиональные или непрофессиональные - или небольшие бизнесы, для которых Avito является единственным или доминирующим каналом продаж), чем отбирает долю "классического" eCommerce. На самом деле, как скажем и кроссбордер, Avito скорее союзник российского eCommerce по приобщению россиян к онлайн-покупкам, а не конкурент в борьбе покупателей", - резюмирует Овчинников.
Финансовые показатели Avito, млн $
Источник: Vostok New Ventures

Лидер нового рынка

Компания Avito была основана в 2007 году шведскими предпринимателями Филипом Энгельбертом и Йонасом Нордландером. Их первым совместным проектом был онлайн-аукцион Avitok.ru. Полноценно сайт бесплатных объявлений Avito начал работать в 2009 году под слоганом "Сколько стоит ваш беспорядок?". Успешный проект привлек внимание инвесторов: в него вложились шведские фонды Kinnevik (также является крупнейшим акционером шведского сотового оператора Tele2) и Northzone. В 2010 году фонды Northzone и Kinnevik инвестировали $25 млн, стоимость Avito тогда составила $66 млн. В 2011 году сервис привлек еще $16 млн, его стоимость повысилась до $159 млн. В 2012 году фонды Baring Vostok и Accel Partners вложили в сервис $75 млн, стоимость ресурса тогда достигла $300 млн.
Avito зарабатывает на платежах за продвижение объявлений на сайте и на размещении рекламы. За 9 месяцев 2018 года выручка Avito превысила 10,3 млрд рублей, скорректированная EBITDA — 6,8 млрд рублей. По росту доходов сервис объявлений сопоставим с "Яндексом" и Mail.ru. За этот период выручка Avito увеличилась на 30% в годовом выражении, "Яндекса"— на 34%, а Mail.ru Group — на 30%. Как отмечает РБК, по росту скорректированного показателя EBITDA Avito уже превосходит конкурентов: плюс 60% за 9 месяцев 2018 года против 38% у "Яндекса" и снижения на 1% у Mail.Ru Group. Рентабельность по скорректированной EBITDA у Avito за 9 месяцев 2018 года равнялась 65,4%, у «Яндекса» — 30,7%, у Mail.ru Group — 25,8%.
По данным аналитической компании Research and Markets, Avito по итогам прошлого года находится на втором месте в рейтинге самых посещаемых классифайдов в мире после Craigslist.org. Ежемесячная аудитория этого американского сайта составляет около 60 млн человек против 34,3 млн человек у Avito. В рейтинге крупнейших ресурсов Рунета на десктопах и мобильных устройствах доска объявлений занимает, по данным Mediascope на август 2018 года, 12-е место с ежедневной аудиторией 4 млн россиян в возрасте 12–64 лет, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек. Количество уникальных посетителей Avito составляет 10,3 млн ежедневно.
Купивший Avito фонд Naspers является совладельцем и Mail.ru Group: южноафриканской компании принадлежит 27,6% акций и 12,4% голосов. Весной 2015 года российская группа запустила свою доску объявлений "Юла". В 2017 году в него был интегрирован приобретенный сервис по продаже автомобилей Am.ru. Фонд Vostok New Ventures утверждал, что 63% пользователей при размещении объявлений об услугах выбирают Avito и только 4% — "Юлу". В целом треть продаж товаров и услуг в социальной коммерции (33%) в 2018 году в России пришлась на доски объявлений (Avito, Auto.ru, "Юла"). Годовой объем продаж товаров и услуг на сайтах объявлений, в социальных сетях, мессенджерах и биржах услуг, по оценкам Data Insight и "Яндекс.Касса", составил 591 млрд рублей. При этом больше всего частных продавцов торгуют на Avito (65% от всех пользователей, вовлеченных в социальную коммерцию).
Крупнейшие площадки по объёму социальных B2C- и C2C-сделок
Источник: Опрос Data Insight