Дело молодых. Налоги за уроки: будут ли платить

Автор фото: Photoxpress
Хлеб репетиторов нельзя считать легким. Но для многих это занятие может быть основным источником дохода на протяжении долгих лет. Корреспондент "ДП" побеседовал с несколькими петербуржцами, занимающимися частными уроками, и выяснил, что при всей своей "теневой" природе этот рынок является своеобразным островком стабильности в российской экономике. Перемен репетиторы не любят, а потому и к перспективам уплаты налога для самозанятых относятся скептически.
Хотя мужчины–репетиторы и оценивают свои услуги дороже, но сами при этом тоже страдают от гендерного неравенства. Дело в том, что девушкам найти учеников несравнимо проще. Объясняется просто — занятия часто проходят в отсутствие родителей, и оставлять своего ребенка один на один с незнакомым мужчиной многие попросту опасаются. Тем паче когда ученик должен приезжать к преподавателю домой. Доходит до того, что юноши, решившие попробовать себя на поприще репетиторства, вынуждены с досадой бросить эту затею после полугода безуспешных поисков.
Казалось бы, мужчинам поэтому было бы логичнее демпинговать, однако бизнес–законы на поле репетиторства не очень–то действуют. Цены, скажем, практически не изменились за последние несколько лет, несмотря на все потрясения, происходящие с российской экономикой. По мере приобретения опыта репетиторы начинают брать за уроки дороже, но в то же время происходит постоянный приток новичков, которые назначают все те же минимальные ставки. Так что средняя цена 600–800 рублей за час стабильна.
Эффективность поиска учеников в интернете и по сарафанному радио, считают собеседники "ДП", примерно одинакова. "Бывает, что по знакомым найти не получается, и тогда без онлайн–сервисов просто с голоду помрешь, — говорит Анна, репетитор по гуманитарным наукам. — Так что оба канала равноценны. Но плюс сарафанки в том, что не платишь никакой комиссии. И другое отношение — ты не какой–то посторонний человек, тебя посоветовали".
Комиссия на портале "Ваш репетитор" рассчитывается по формуле, в которой учитываются стоимость занятий и индивидуальный коэффициент, присваиваемый каждому профилю. По словам участников рынка, раньше в среднем это составляло стоимость полутора–двух занятий. Но сравнительно недавно комиссия портала поднялась почти до стоимости четырех уроков, что делает пользование менее выгодным.
Репетиторов старше 40 лет, для которых это основной источник дохода, мало. К этому возрасту финансовые потребности (содержание семьи, выплата ипотеки), как правило, не соответствуют уровню доходов от частных уроков. Поэтому люди старшего возраста обычно имеют основную работу, а учеников берут постольку–поскольку.
Средний петербургский репетитор обычно дает два–три урока в день. Четыре, а тем более пять — сложно физически, особенно если надо выезжать к ученикам на дом (обычно чем опытнее репетитор, тем реже он преподает на выезде или тем больше берет за это наценку). Но все же такие "стахановцы" существуют.
Перспектива уплаты налога для самозанятых энтузиазма у петербургских репетиторов не вызывает. "Не стала бы его платить, ибо зачем мне это? Смысла нет", — заявляет Анна. Впрочем, те, для кого деньги от репетиторства — единственный источник дохода, признают, что определенный смысл в инициативе может быть. "Наверное, чтобы как–то отчитываться о доходах при получении кредитов, виз… Но платить бы стала, если бы он составлял не более процента. 4% — это с каждых 2 тыс. почти 100 рублей… За что?" — говорит Евгения, репетитор по алгебре и геометрии. "Да без разницы. Так получишь за занятие 1500, а так — 1440, в общем–то, плевать", — пожимает плечами аспирант СПбГУ Николай Севастьянов.
У меня много друзей–преподавателей, занимающихся репетиторством, и мы как–то хотели создать образовательный центр, чтобы проводить групповые занятия. Потому что это дешевле для детей, а когда группа небольшая, то качество не страдает. Даже наоборот — интереснее, потому что они там друг с другом что–то обсуждают, соревнуются. Сложными оказались сразу несколько моментов. Во–первых, помещение. Что–то арендовать — значит вкладывать деньги, которые непонятно когда вернешь. Это рискованно. Более простым вариантом оказались коворкинги. Во–вторых, оказалось трудно сформировать группы. Потому что тебе звонят два человека на английский, один на обществознание и два на историю. А нужно, чтобы группа была хотя бы от трех человек. В результате она не набирается, а желающие заниматься ждут неизвестно чего. Какое–то время мы так поразвлекались, потом поняли, что это слишком тяжело, забирает кучу энергии. Организационных усилий больше, чем отдачи. Так что бросили это занятие. Но через некоторое время ко мне и моей подруге стали обращаться знакомые с просьбой найти репетитора, а это сделать гораздо легче. Так что теперь выступаем посредниками. Нам пишут: нужен преподаватель по математике. У меня есть база репетиторов, и я их связываю. Берем небольшую комиссию, а дальше уже занимаются сами, мы не участвуем, ничего не организовываем. Это проще и выгоднее.
Ксения Коноваленко,
репетитор по истории и обществознанию